Зеркало с художественной гравировкой — 15121926
Зеркало округлое выгнутое, с черешком, орнаментированное, с художественной гравировкой. Черешок для рукояти представляет собой радиально отходящий за край диска широкий плоский выступ с закруглённым окончанием, около которого имеется сквозное аморфное отверстие.Тыльная сторона орнаментирована гравировкой, нанесённой, скорее всего, в два этапа. Сначала глубокими и правильными линиями был вырезан циркульный орнамент из двух пар вписанных друг в друга окружностей диаметрами 4,6 см, 5,0 см в первой паре и 7,6 см, 8,1 см – во второй. Позже, в период бытования зеркала в кулайской среде появилась графическая художественная композиция, выполненная тонким штихелем поверх циркульного орнамента внутри внешней окружности. Она включает в себя шесть персонажей в полный рост, сюжетно образующих две группы, и малопонятную фигуру. Слева и на переднем плане изображены три более крупные антропоморфные фигуры в анфас в статичном состоянии. У всех детали овальных лиц переданы идентично: союзные с прямым носом тупоугольные брови, ромбовидные глаза, прямой рот-чёрточка. От крыльев носа к скулам проведены линии, трактовать которые можно как угодно широко – усы, татуировка, линия щёк... Близость двух левых фигур подчёркнута конусообразностью голов, наличием пар кос, трёхпалостью кистей рук, одинаково развёрнутыми в правую сторону ступнями ног и единым покроем одежды, представляющей собою нечто похожее на глухую наплечную накидку до бедра и длинную юбку. Единственным отличием для идентификации каждого из этих персонажей является изобразительный элемент, венчающий конус головы: у первого слева это символ растения, у второго – малопонятный знак из несомкнутого овала и короткой прямой. Совершенно иначе представлен правый персонаж этой группы. Во-первых, он лишён одежды. Это подчёркнуто отображением верхних и нижних трёхпалых конечностей, скрытых у его соседей, и тремя вписанными друг в друга уголками, передающими скелетную конструкцию. Лавролистное по форме туловище заканчивается внизу острым углом, быть может, символизирующим мужскую ипостась образа. Во-вторых, его голова увенчана тремя остроугольными выступами, напоминающими трёхлучевую корону.
Справа и на заднем плане зафиксирована другая группа тоже из трёх персонажей. В композиционно-иконографическом плане они решены совершенно противоположно: двое уменьшены, снабжены птичьим обликом и отображены в динамике – движении направо, то есть в сторону от первой группы. Кроме того, фасовое положение их туловищ сопряжено с профильным положением головы. Облик этих героев достаточно антропоморфизирован: вытянутые двусоставные туловища вполне сопоставимы с пропорциями человеческого тела, длинные трёхпалые лапы больше напоминают человеческие ноги, а раскинутые в стороны крылья с опущенными вниз маховыми перьями аналогичны положению рук во время танца. Маленькие птичьи головки с длинными раскрытыми и загнутыми вниз клювами на высоких «шеях», далеко выдающиеся вверх от туловищ, тоже придают всему облику этих полиморфных персонажей вид несоответствия птицевидной натуре и некоторой маскарадности. На зеркале нанесена также длинная дугообразная линия, начинающаяся от ручки, пересекающая правую группу орнитоморфов, выходящая за переделы циркульных окружностей и заканчивающаяся недалеко от края зеркала. Она отсекает сегмент диска, на который как бы удаляются – «улетают» или «уходят» – от группы фронтальных антропоморфов их птицеподобные соседи. В литературе уже звучало интересное предложение трактовать такие дуги символами небесной сферы, что может оказаться полезным при прочтении и описанного сюжета тоже /Панкратова Л.В., 1997/ .
Поверх первой группы антропоморфов нанесена малопонятная фигура. Как вариант её можно рассматривать рисунком левой передней лапы медведя. В кулайском изобразительном искусстве среди иконографий этого образа известна передача фронтальной фигуры животного на задних лапах с раскинутыми в сторону передними /Мягков И.М., 1929/. Фрагмент этого сюжета – левая (композиционно верхняя) лапа – был самодостаточен для передачи всего образа. Свидетельство этого есть в металлопластике /Молодин В.И., Бобров В.В., Равнушкин В.Н., 1980/ . Подобная прорисовка присутствует ещё на одном зеркале и в публикуемой коллекции (362/1). Фигура несколько напоминает и левое крыло птицы, которая в кулайской изобразительной традиции наиболее часто фиксировалась в так называемой геральдической позе. /Панкратова (Себелева) Л.В. Гравированное изображение на бляхе из могильника Шеркалы IX // Актуальные проблемы древней и средневековой истории Сибири. Томск, 1997. С. 206.Мягков И.М. Древности Нарымского края (В собрании Томского краевого музея) // Труды Томского краевого музея. Томск, 1929. Т. II. Табл. II – 5.Молодин В.И., Бобров В.В., Равнушкин В.Н. Айдашинская пещера. Новосибирск, 1980. С. 31-32. Табл. VI – 2.
- Регистрационный номер:
15121926 - Место производства:
Степи Приуралья; Нижнее Приобье - Место обнаружения:
Археологический памятник: Памятник неизвестен - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
А-7 - Музей:
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Музей Природы и Человека" - Типология:
предметы археологии - Источник получения:
1936 г. из Остяко-Вогульского окружного отдела УНКВД - Размеры:
Диаметр 12,3-12,5 см, толщина – 0,1-0,2 см. Центр рефлекторной стороны выгнут на 0,6 см относительно края. По периметру слегка утолщено. Черешок: длина 2,7 см, ширина у основания 2,3 см - Технологии:
гравировка резцом циркуля и штихелем, шабрение и шлифовка поверхности тыльной стороны, шлифовка или полировка поверхности тыльной стороны, ковка, литьё, бронза (сплав на медной основе (cu+sn или cu+sn+pb))
Контакты
- Адрес: АО Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г Ханты-Мансийск, ул Мира, д 11