Зеркало с художественной гравировкой — 15121964
Зеркало округлое, выгнутое, с выступом в центре, с черешком, орнаментированное, с художественной гравировкой.
На тыльной стороне зеркала нанесён орнамент. Его первичная часть выполнена в двух техниках: углублёнными тонкими линиями вырезаны две спаренные и вписанные друг в друга окружности диаметрами 7,9 см и 8,7 см, а мелкими коническими запилами рассечена грань между поверхностью и гуртом.
Вторичная часть орнамента представлена сюжетным рисунком. Композиционно он решён в виде трёхъярусной вертикали. Верхний ярус, занимающий половину плоскости диска, занят семью антропоморфными мужскими персонажами в полный рост. Они выстроены фронтально в шеренгу и выглядят достаточно статично. Задачей художника, как представляется, было отобразить некое их единство. Это достигнуто единой позой всех героев (широко расставленные ноги, раскинутые на уровне бёдер руки), одинаковой передачей туловищ, трёхпалыми верхними и нижними конечностями и обязательным отображением признаков мужского пола. В единой стилистике отображены и детали их лиц: прямой нос, крупные ромбовидные или овальные глаза и таких же очертаний рот, косые линии от крыльев носа к скулам. Отличия кроятся лишь в оформлении их голов: у пятерых крайних они завершаются конусообразно, у одного (четвёртого слева) – в два конуса и у одного (третьего слева) – в виде птицы с фасовым положением корпуса, распахнутыми крыльями и повёрнутой вправо головой с раскрытым клювом.
Средний ярус композиции занимают две неусечённые зооморфные фигуры в профиль при движении направо. По ряду морфологических признаков в животном слева (большая рогатая голова, профиль морды, характерный для копытных изгиб задних конечностей, маленький хвост) можно узнать северного оленя, справа (мощные лапы с длинными когтями, маленькое округлое ухо, короткий хвост, характерная морда) – медведя.
Внизу, вдоль циркульной окружности композицию завершают ещё два персонажа. Как и зооморфы среднего яруса, они изображены в полный рост, в профиль, при движении слева направо, с передачей скелетной основы. Но принадлежат уже совершенно иному виду животного царства – как раз к тому, который в мифологии коренного населения Приобья ассоциируется именно с понятием низа. Своеобразный абрис туловища, клыкастые пасти и овальные плоские хвосты «в клетку» не оставляют сомнения, что это бобры.
Узкий черешок выступает за абрис диска. В центре тыльной стороны зеркала отлит конический выступ, в срединной (возвышенной) части которого видны два углубления, сделанные для установки ножки циркуля.
Публикации: Чернецов В.Н. Бронза усть-полуйского времени // Материалы и исследования по археологии СССР: Древняя история Нижнего Приобья. М, 1953. № 35. С. 155. Табл. XIV-4; Чернецов В.Н. Наскальные изображения Урала. Свод археологических источников. М., 1971. Вып. В4-12. С. 91-94. Рис. 55 – 4; Яковлев Я.А. Рассказ о бобре – грызуне и божестве // Земля верхнекетская. Томск, 1997. Рис. 4; Яковлев Я.А. Иллюстрации к ненаписанным книгам: Саровское культовое место. Томск, 2001. С. 237.
- Регистрационный номер:
15121964 - Место производства:
Степи Приуралья; Нижнее Приобье - Место обнаружения:
Археологический памятник: Памятник неизвестен - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
А-22 - Музей:
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Музей Природы и Человека" - Типология:
предметы археологии - Источник получения:
1936, из Остяко-Вогульского окружного отдела УНКВД - Размеры:
Диаметр – 10,5-10,6 см; толщина – 0,3-0,5 см. Размеры черешка: длина – 1,8 см; ширина 0,7 – 1,2 см. Центр рефлекторной стороны выгнут на 0,2-0,4 см относительно края. - Технологии:
пиление, гравировка резцом циркуля, шлифовка или полировка поверхности тыльной стороны, шлифовка поверхности рефлекторной стороны, литьё, бронза (сплав на медной основе (cu+sn или cu+sn+pb))
Контакты
- Адрес: АО Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г Ханты-Мансийск, ул Мира, д 11