Электрожезловой аппарат №1 системы Д.С.Трегера — 15109831

Электрожезловой аппарат №1 системы Д.С.Трегера
Электрожезловой аппарат №1 системы Д.С.Трегера
Надзор за исправным состоянием аппаратов входил в обязанности контролёр-механиков и надсмотрщиков службы телеграфа. Аппараты пломбировали и запирали на ключ, который хранился у надсмотрщика телеграфа. С 1911 г. усовершенствованием английских электрожезловых аппаратов начал заниматься Даниил Самуилович Трегер (1883-1961 гг.) – надсмотрщик службы телеграфа Сибирской железной дороги. Он был выдающимся практиком-изобретателем отечественной железнодорожной автоматики, прошёл путь от телеграфного мастера до ведущего инженера-конструктора Центрального управления службы связи и электротехники путей сообщения Наркомата путей сообщений. В ряду его изобретений числятся: индуктор для жезловых аппаратов, водоуказательная сигнализация для железнодорожных водокачек, полуавтоматическая и автоматическая блокировка. Всесоюзную известность Трегеру принесло изобретение электрожезловых аппаратов собственной оригинальной конструкции. Работу над изобретением Д.С. Трегер закончил в январе 1921 г. Аппарат состоит из металлического корпуса прямоугольной формы, окрашенного в коричневый цвет. С лицевой стороны аппарат имеются две замкнутые прорези: кольцеобразная - для хранения развинчивающихся жезлов и зигзагообразная - переходящая в прямую вертикальную - для хранения целых жезлов. Выемка и вкладывание жезлов происходит через общую дугообразную прорезь, которая снаружи не видна, так как прикрыты поворачивающейся предохранительной шайбой с изображением пятиконечной звезды. На задней стенке укреплён маховичок, который соединён своей осью с двумя острогами, поднимающими жезл при его извлечении. Внутри корпуса находится дисковая и рычажная системы, автоматический переключатель, электрозатвор и коммутационные доски. Аппараты Трегера значительно проще и надёжнее предшествовавших. В 1923 г. они заинтересовали наркома путей сообщения Ф.Э. Дзержинского, и 7 ноября следующего года Главные мастерские связи и электротехники станции Лосиноостровская Северной железной дороги выпустили первый электрожезловый аппарат системы Д.С. Трегера. Именно этот аппарат с заводским №1 находится в экспозиции Центрального музея железнодорожного транспорта. На лицевой части аппарата – пятиконечная звезда и цитаты В.И. Ленина и Ф.Э. Дзержинского, в середине звезды – лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». На боковой стенке серебристая пластина, на которой выгравирована выписка из протокола общего собрания рабочих Главных мастерских связи и электротехники Северной железной дороги от 31 октября 1924 г., где указано, что седьмую годовщину Октябрьской революции они отмечают изготовлением «ещё не видавшего свет жезлового аппарата системы рабочего Д.С. Трегера», который они дарят «Вождю рабоче-крестьянских масс – ЦК РКП (б)». В аппарат вложено восемь символических жезлов, каждый на «перегон в один год», начиная с 1917-го, восьмой жезл перегона 1924-1925 гг. – «Жезл Мировой Революции». В 1924 г. началось массовое производство аппаратов Д.С. Трегера электротехническими железнодорожными мастерскими, с 1927 г. налажен их выпуск на заводе «Транссигнал» в Киеве и электровозе в Саратове. В 1940 г. Д.С. Трегер сконструировал новую модификацию аппарата – с неподвижным электрозатвором, производство которого продолжалось до конца 1960-х гг. В наше время применение электрожезловой системы регулирования движения поездов допускается Правилами технической эксплуатации железных дорог на малозначительных участках и подъездных путях. Таким образом, электрожезловая система служит на железных дорогах России уже 100 лет, из них 70 лет – системы Д.С. Трегера. Электрожезловый аппарат системы Д.С. Трегера №1, хранящийся в музее, характеризует способ регулирования движения поездов, действующий в течение многих десятилетий на железных дорогах страны.

Контакты

  • Адрес: г Санкт-Петербург, г Санкт-Петербург, ул Садовая, д 50