Иконный образец «Семь Таинств Церкви – Премудрость Созда себе дом, фрагменты композиций» — 13276932

Иконный образец «Семь Таинств Церкви – Премудрость Созда себе дом, фрагменты композиций»
Иконный образец «Семь Таинств Церкви – Премудрость Созда себе дом, фрагменты композиций»
Основа. Бумага с частыми вержерами и понтюзо на расстоянии ок. 2,5 см. В центре листа филигрань с литерами «ФК» (?) Изображение. Оттиски, частично прописанные по контуру, без проработки лиц. Языки пламени дописаны краской, надписи написаны в прямом переводе. На листе представлен фрагмент (левая часть) многофигурной композиции, противопоставляющей в образах Церковь с ее Таинствами и жизнь грешников. В центральной и правой части фрагмента представлены изображения церковных Таинств. В центре листа – трехглавый храм (оттиск) с красными крестами (дописаны краской), в основном объеме которого происходит таинство Елеосвящения. Под широкой аркой с драпировками слева изображено ложе с болящим, а справа – священник перед столом, на котором стоит блюдо с семью воткнутыми палочками по числу елеопомазаний. Надпись над священником: «елеѡсщенiе». В правом компартименте храма за колонной представлено таинство Брака: слева жених и невеста, сложив руки на груди, склоняют головы перед стоящим справа священником, который держит перед собой венец с крестом. Надпись над венчающимися: «бракъ». В правой части образца представлена левая часть фрагментарно сохранившегося изображения таинства Священства. Это сцена рукоположения архиерея, который склоняется в трехчетвертном развороте вправо со сложенными на груди руками. Выше него друг над другом представлена длинная череда святителей, уходящая до самого верха листа. Святители изображены в трехчетвертном развороте вправо, в одинаковых позах: каждый держит руки на голове у помещенного ниже. Слева фигуры святителей сопровождают надписи их имен (сверху вниз): «с феѡѳа(н) патриа(рх)антѡ(х) // с тарасiй пат(р) црегра(д) // с полиект патр црегра(д) // с iлариѡнъ кие(в) // с селивертъ папа ри(м) // с герман папа ри(м) // с\ михаи(л) ми(т) кие(в) // с\ кирил ми(т) кие(в) // с\ фотiй ми(т) // с петръ ми(т) моск // с макарiй ми(т) мо // с алеѯiй ми(т) мо// iѡаса(ф) крако//вскiй». Правее их фигур изображены волнистые языки пламени. Напротив изображения Германа папы Римского надпись «а». Внизу листа в основании храма изображен простой архитрав, который поддерживают верхние части четырех столпов-колонн. В промежутках между столпами помещена надпись, выполненная красными чернилами: «ПРЕМУДРОСТЬ / СОЗДА СЕБѢ /ХРАМЪ». В левой части листа обрамленные красными языками адского пламени образы погибельной жизни в небольших жанровых сценках, представленных за пределами Церкви. В верхней части изображен мужчина, лежащий на земле у ног другого (сохранилась только нижняя часть его фигуры). Правее был изображен еще одни персонаж в трехчетвертном развороте вправо (сохранилась нижняя часть его ног до колен). Над головой лежащего мужчины надпись: «сергiй», ниже «никон черн». Ниже изображен развернутый свиток с текстом: «Идѣже нѣсть архиереѧ таковы(м)// недаетсѧ ид(у)хъ стый». У правого верхнего угла свитка стоит лев (?). Ниже свитка слева представлен мужчина в трехчетвертном развороте вправо, в короткой рубахе, портах и шляпе, с длинным красным крюком в руках, конец которого погружен в языки пламени справа. Его шляпы сзади касается бес, рогатая полуфигура которого высовывается из пламени на левом крае композиции. Справа от головы мужчины надпись «[?]не». У ног его – лежащий мужчина в круглой шапке с околышем. Левее на том же уровне – профиль бородатого мужчины, высовывающийся из языков пламени. На фоне между ним и лежащим мужчиной надпись: «донатъ//донать». Правее размещена группа из двух фигур: стоящего друга напротив друга коленопреклоненного мужчины с крестообразно сложенными на груди руками и пса в профиль. Над головой мужчины неразборчивая надпись. Ниже в три четверти вправо изображен мужчина в одеждах стрельца XVIII в. с шляпой-треуголкой на голове, натягивающий тетиву лука. Ниже в следующем ряду изображены двое мужчин, шагающие вправо: идущий впереди юноша оглядывается на заднего, с бородой и в шапке, который поддерживает его под локоть. От уст переднего мужчины наискось идет текст: «нет сщенства», от уст заднего: «да». Правее представлен мужчина в высокой шапке, с сосудом в руках, в трехчетвертном развороте вправо, от уст которого идет надпись: «ѧ чище все(х)». Ниже слева представлена обнимающаяся пара, которую сопровождает надпись: «нынѣ свѧтъ //такой бра(к)». Правее изображена в трехчетвертном развороте вправо женщина, стоящая на коленях перед ведром, помешивая в нем. От ее уст идет надпись: «растворѧю д[..]». В нижнем ярусе слева изображены прямо в пламени два человека, чьи фигуры от плеч возвышаются над кирпичной стеной, от уст правого идет текст: «мы прѧмо (в) рай». Правее – сцена повешения женщины на П-образной висилице мужчиной; от уст палача идет надпись: «вот спасеный путь», у уст склонившей голову повешенной: «охъ». Справа фигуру палача охватывают языки пламени.

Контакты

  • Адрес: г Москва, г Москва, пл Андроньевская, д 10