Письмо от Н.М.Чернышевской В.А.Пыпиной от 8 февраля 1925: "Дорогая моя мамочка,одновременно с этим письмом высылаю Вам заказной бандеролью рукописные листы"Что делать?"(всего 3 отдельных) для присоединения их к основной рукописи в Архив Революции"6 л — 13137439
Сообщает об удовольствии, с которым перечитала письма от В.А. Пыпиной за 1919 год, Н.М.Чернышевская не держала их в своих руках со времен замужества. Пишет, что после своих именин написала одно стихотворение, и ей очень хочется сочинять и дальше. Вспоминает, что когда ей было 8 лет, Ф.Г. Беренштам напечатал в журнале "Открытое письмо" за 1904 г. её "стишки на Скрыдлова [Н.В. Скрыдлов - участник обороны Порт-Артура]". Это вдохновило Нину, и она сочинила четверостишие о солдате и сестре милосердия для представления на конкурс, объявленный журналом "Открытое письмо". Но отец, М.Н. Чернышевский, это стихотворение в журнал так и не отправил, так как считал, что у поэта "должно быть направление", и премию получил мальчик 13 лет, чье четверостишие было ничем не лучше, чем стихотворение Н.М.Чернышевской. "С тех пор я всегда боялась папы и закрывала от него мои стихи", а написано их было до 500. Когда брат, Н.М. Чернышевский, кончал 8-й класс Введенской гимназии (это был 1916/1917 г.), Нина и Марианна Чернышевские вступили в любительский драматический кружок при этой гимназии, ставивший спектакли в лазаретах. Эта молодежь (Мюнцер, писавший под псевдонимом Шахов, В. Кац, Н. Чернышевская, избравшая псевдоним С. Валина, и др.) на общие средства издала поэтический сборник "Рассвет". Мюнцер отнес его знакомому рецензенту из газеты, и тот сказал, что во всем сборнике можно указать только двух настоящих поэтов: В. Каца и С. Валину. Мюнцер не захотел, чтобы этот отзыв был опубликован. Через год В. Кац собирал стихи для нового поэтического сборника, но из-за инфляции его так и не удалось выпустить. Вспоминает, как на вечере в одном реальном училище В. Кац просил разрешения после "Качелей" Ф. Сологуба прочесть на бис стихи Н.М.Чернышевской. Говорит, что в Саратове у неё появилась приятельница, с которой вместе они служили научными сотрудниками университета. Четыре года назад, до замужества, эта приятельница сочиняла стихи, "сама - воплощение немецкого Sturm und Drang в жизни." Недавно она написала стихотворение на смерть Н.М. Чернышевского (её брат очень любил Колю), а в день именин Н.М. Чернышевской подарила ей книгу "Кукла и женщина" (роман о поздней любви) и преподнесла свое стихотворение, которое читала только А.П. Скафтымову. Всё это вдохновило Н.М. Чернышевскую на строки: "Любовь, которая не смеет..." Спрашивает, произвели ли её стихи впечатление на В.А. Пыпину: "Я знаю, что основной тон моих стихов [-] это неясность, отсутствие силы..." Пишет, что наслаждается "Историей русского искусства" [В.А.] Никольского, ходит в Радищевский музей. Собирается пожертвовать туда гарднеровскую купеческую чашечку С.И. Быстрова. "Вышивание совсем забросила..." Были с С.И. Быстровым на праздновании 15-летия со дня свадьбы профессора П.С. Рыкова: "Они очень милые люди, и он является лучшей поддержкой музея Ч[ернышевского], - человек энергичный, деятельный, с острой памятью и удивительно умной головой, со способностями и опытом большого полководца в заседаниях музеев, председателем которых ему надо быть, т.к. он директор Областного Музея". Гостями были профессора с женами, и пожилая жена "мировой знаменитости Спасо-Кукоцкого (хирург, производящий подлинные чудеса)", предложила, чтобы каждая из дам рассказала что-нибудь пикантное из своих романов. Она начала сама, но всех поставила в неловкое положение, и дамы свели рассказы на увлечения своими гимназическими учителями: "А я мечтаю, <...> когда в моем доме устроятся литературно-музыкальные собрания, и вместо пикантной чуши наши закисающие саратовские дамы немножко освежатся..." Отмечает, что Е.М. Чернышевская, привыкшая "плыть по течению, как во сне", наконец, "соприкоснулась с жизнью и даже с общественной деятельностью": раза 3 участвовала в собраниях по случаю задержки пенсии и энергично вела защиту прав "забракованного" делегата. Сын Алексей очень увлекается вырезными картинками, дочь Верочка еще так мала, что только рвет их. С.И. Быстров готовится к экзамену по материализму
- Регистрационный номер:
13137439 - Место производства:
Саратов - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
РДФ - Музей:
Муниципальное учреждение культуры "Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского" - Типология:
документы - Источник получения:
Чернышевская Татьяна Алексеевна - Размеры:
20,8х13,3 см в сложенном виде - Технологии:
печать типографская, чернила, рукопись, бумага в линию
Контакты
- Адрес: обл Саратовская, г Саратов, ул им Чернышевского Н.Г., д 142