Меч японский в деревянных ножнах. Катана (япон.) — 13033249

Меч японский в деревянных ножнах. Катана (япон.)
Меч японский в деревянных ножнах. Катана (япон.)
Меч японский в деревянных ножнах. Катана (япон.)
Катана с сая (ножнами). Японский меч с однолезвийным клинком малой кривизны - сори; обычно с круглой гардой - цуба. как правило, носился заткнутым за пояс дайто - сето (в паре) с вакидзаси - коротким поясным мечом с цубой и нагаза длиной клинка 30-40см. Клинок каиана имеет малый изгиб - сори, одно лезвие - ха, ха мачи - край лезвия очень тонок. Часть лезвия клинка, на которую приходится основная сила удара - монучи, очень гибок (имеет две выщербины). Тупье клинка - мунэ, мунэ мачи имеет трехгранную форму. Плоская сторна клинка - шиноги- жи к верхней части с двух сторон имеет щиноги - ребра на клинке. острие клинка - кисаки на мунэ - тупье имеет ко-шиноги - ребро на острие наконечника клинка и ярко выраженную ёхотэ - линию, обозначающую острие клинка; боши - линию закалки на острие клинка. Накаго - слегка изогнутая часть полосы клинкового оружия, на которую крепится черен - имеет отверстие на оконечности хвостовика - накаго-жири - для хабаки - кольцо с помощью которого осуществляется крепление клинка японского клинкового оружия; и цельнокованный упор для медного основания цубы. Существуют 3 группы японских мечей: первая группа - старешие мечи кото, изготовленные до 1573г. вторая группа - более поздние синто, бытовавшие до конца эпохи Токугава. Третья группа - наименее ценные син-синто с эпохи Мэйдзин до наших дней. данный клинок относится к последней группе японских мечей. Сначала лезвие японских мечей было прямым и носился за спиной. заточка была обоюдоострой. такие мечи цуруги, чомбай-но-тати, истомаки - тати, кадзари - тати, каратати и другие, выхватывались двумя руками. Примерно в III век н.э. у мечей на рукоятипоявляется противовес, помогавший фехтовать и заточка становится односторонней.И только с IX в. н.э. основной для самурайского меча становится форма сабли. Такую японскую саблю - изогнутую, с односторонней заточкой, предназначенную в основном для режущих ударов - принято называть мечом. Япония бедна металлосодержащими рудами и металл выплавляли из железосодержащих песков россыпных месторождений. Примесь редких металлов в песке и служила основой качеству японских клинков. песок хуже плавился и выплавленноекриничное железо проковывалось в виде прутьев и закапывалось во влажных болотистых местах на восемь лет. Кислота и соль болотной воды выедали вредные примеси, а чистый металл противостоял воздействию и сохраняется дольше. Далее изъеденные прутья снова обрабатывались в печи и мастер катаная из хадзи-дза (японской гильдии кузнецов) разрезал их на кусочки весом от 120 до 300 граммов. в печи (тата-рю), специально обрабатывая их в тиглях с добавкой ароматических смолистых листьев, получали долгожданную сталь. мастер ковки перед самой ковкой несколько дней отдыхал, соблюдал специально предписанный ритуал, очищал кузницу от злых духов, подвешивал к потолку соломенные жгуты. Женщинам запрещалось приближаться к кузнице. Приступая к делу, катаная расковывал полоску и снова сгибал ее вдвое и снова и снова. Обычное число ковок шестнадцать. Число слоев в конце концов достигало 65536, при толщине каждого в готовом клинке 0,00002 мм. Сам клинок составлялся из двух частей - синганэ, ваганэ. инганэ - внутренний сердечник из мягкой низкоуглеродной стали. Ваганэ - из закаленной высокоуглеродной стали. Ваганэ как бы опутывал сердечник-синганэ и обеспечивал его прочность. Откованный клинок выравнивали по плоскости специальными скребками, затем более мелкозернистыми напильниками. и после этого шлифовали с помощью специально подобранных камней - всего около 16, все более тонкой шлифовки. использовали даже пудру полудрагоценных камней. При яки-ха - закалке клинкаобращали внимание на цвет побежалости, проявляющийся на стали после нагрева. Хороший клинок после нагрева должен иметь зеленый тон у рукояти, фиолетовый в середине и красный у конца. Данный клинок имеет тон стали. О качестве ковки готового изделия свидетельствовали ниэ и якиба. Ниэ - неровная волна, идущая по лезвию вдоль клинка в виде протуберанцев или причудливых равномерных волн. Существуют и другие фактурные рисунки и узоры готовых изделий: ита-мэ - волнообразный узор на клинке, маса-мэ гими-но ита-мэ - узор на клинке из нерегулярных волнообразных продольных линий, моку-мэ - узор из нерегулярных волнообразных линий на клинке, мокун-мэфактура клинка, похожая по рисунку на фактуру древесины, ниби - мелкий фактурный рисунок на заточенной части клинка, хада - волнообразный узор на японских клинках. на некоторых особо ценных клинках выбивался силуэт дракона. На основании рукояти накаго ставились иероглифы с фамилией и титулом мастера или заказчика. Некоторые мастера не выбивали свои клейма, уверенные в своем мастерстве, подтвержденной качеством и внешним видом оружия. Данный клинок имеет долгий чистый звук и, возможно, является клинком известного мастера (отсутствует клеймо). Клинок бывает окрашен в определенный цвет: дзегю рю - коричневый, кайдзи-рю - красно-коричневый, кою-рю - каштаново-бурый, кюсин-рю - темно-шоколадный с синеватым отливом, муцумато-рю- буро-черный, неюро-рю-серый, сис-рю - сине-черный, тогакурэ-рю - голубой. Данный клинок окрашен в бронзово-коричневый цвет - ёсицунэ-рю. Рукоять изготовлена из двух деревянных частей, имеющих внутри углубление для черена. закреплялась одним болтом и деревянной заклепкой с украшением на головке. руку прикрывала небольшая гарда круглой. овальной или многогранной формы-цуба. в ней имелся вырез для ножика - козука, булавки-коган или палочек - увари маши. Сама по себе цуба часто была произведением искусства с насечкой филигранной работы, ажурными переплетениями, изображениями сцены из битв или силуэтами тигров, драконов, птиц, рыб. Ножны - сая изготовлены из дерева (магнолии) , повторяли изогнутую форму клинка и имели форму муфты - хабаки, у цубы клинок фиксировался таким образо, что трения металла о дерево сая не было. На ножны наматывалась декоративная лента сагэ-о, продетая в специальное ушко куриката. Использованная литература: Ноздев С.А. Холодное оружие Востока и Запада. Минск. 1998 (Публикация); Трубников Б.Г. Полная энциклопедия: оружие, вооружение всех времен и народов. Москва. 2001 (Публикация)

Контакты

  • Адрес: Респ Саха /Якутия/, г Якутск, пр-кт Ленина, д 5/2