Икона. Распятие — 9787848
Доска лиственной породы, выгнутая в сторону изображения. Тыльная часть коричневато-серого цвета (предположительно пропитка чесночьным соком, особенно в рйоне шпонки). Техника письма темперная живопись.
Композиция. Средник доски бесковчежный, с клее-меловым левкасом. Опуш написана красной и коричневато-бордовой краской. Средник иконы выделен красной рамкой, поля охристые.
В центре средника - сцена распятия. На зеленоватом охристом фоне изображен Голгофский крест с телом распятого Христа. На жёлтом кресте тщательно выделена фактура строганого деревы. По обе стороны выписаны фигуры предстоящих: слева - Матерь Божия и Святая Мария (или же Святая Марфа - сестра Лазаря); справа - юный Иоанн Богослов и сотник Логгин (Лонгин); На заднем плане видны "горки" (схемотичное изображение стен Иерусалима с двумя башнями).
Лик и тело Христа находятся под многочисленными фрагментами позднейших записей. Глаза Спасителя закрыты, голова в крестчатом нимбе склонена к правому плечю, руки распрстерты почти горизонатально (без провисания тела), ноги прибиты каждая отдельно, на чреслах белая набедренная повязка.
Божия Матерь - в синей тунике (длинное платье) и пурпурном мафории (покрывало замужней женщины), Святая Мария Магдалина (или Святая Марфа) - в зелёной тунике и розовато-красном мафории. Обе женщины в черных сапожках. Иоанн Богослов - в зеленном хитоне и розовато-красном гиматии, сотник Логгин - в красном плаще, металических латах с поясом и рубахе-тельнике, на голове белый головной убор, на ногах чёрные сапожки, в руках копьё. Пароллельно вертикали креста тонкими белыми линиями изображены орудия страстей Христовых - копие и трость с уксусной губкой.
Над крестом верхняя граница прямоугольного середника иконы образует полуовальный выступ. В него вписана облачная сфера с восседающим Саваофом, который в левой руке держит сферу с восьмиконечным крестом (символ власти), а правую сложил в двуперстии.
Симметрично от клейма с обликом Саваофа в верхние углы середника иконы выписаны сюжеты светил небесных: впсанного белилами и серой краской солнца и киноварной луны. От сцены распятия их, как и Саваофа, огораживают облака, во всех случиях трактованых совершенно одинаково.
В середине нижней границы середника иконы, под голговским холмом изображены черепа и кости Адама.
Общий колорит - охристо зеленоватый с большим вкраплениями киновари. Нимбы святых охристые со следами стёртой (записаной или утраченной) крассной краски, контур - нимба белый. Правое, левое и нижнее поля свободны от записи.
На тыльной стороне иконы в средней части доски вырезана одна несквозная трапецевидная шпонка, в верхней части вбит гвоздь с веревочьной петлей для подвешивания.
Все надписи выполнены старославянским письмом «под титлами» чёрной краской.
- Регистрационный номер:
9787848 - Кол-во частей: 1
- Музей:
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Музей Природы и Человека" - Типология:
живопись - Источник получения:
2007, от Яковлева Я.А. - Размеры:
22х18,3 см - Технологии:
дерево, левкас, темпера
Контакты
- Адрес: АО Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г Ханты-Мансийск, ул Мира, д 11