Икона. Огненное восхождение Ильи-пророка, с 2 святыми на полях — 9787855

Икона. Огненное восхождение Ильи-пророка, с 2 святыми на полях
Икона. Огненное восхождение Ильи-пророка, с 2 святыми на полях
Доска хвойных пород, выгнутая в сторону изображения. Тыльная часть коричневато-серого цвета (предположительно пропитка чесночным соком), в средней части один поперечный сквозной паз для шпонки. Опушь написана красной и сине-зелёной краской. Средник доски бесковчежный, с клее-меловым левкасом, выделен красной рамкой. Поля охристые. Техника письма: темперная живопись. Композиция. На иконе — четыре клейма с изображениями сцен из жития пророка Илии. Три из них, расположенные в нижней части иконы, символизируют земную жизнь пророка Илии: 1) его пребывание в пещере; 2) переход вместе с учеником Елисеем через воды Иордана, 3) Елисей, принимающий милоть в момент восхождения пророка на небо. Ключевая сцена - огненное восхождение Илии — отделена от этих клейм коричневым фоном. В левой нижней части иконы изображен пророк Илия в пещере горы Хорив. Гора передана тремя полуовалами зелёного, жёлто-зелёного и серо-зелёного цветов, пещера — чёрным овалом. Сидящий в пещере пророк одет в красный хитон и зелёную милоть (плащ) с белым (горностаевым?) подбоем. Правее, на следующем клейме Илия (в красном хитоне) и Елисей (в красном хитоне и чёрном гиматии) готовятся перейти Иордан, изображенный зеленовато-голубой полосой. Босой Илия склонился над рекой, держа в руке сложенную милоть. Их фигуры почти вдвое меньше фигуры сидящего Илии на левом клейме. Правее и выше выписано ещё одно клеймо - Елисей, принимающий милоть. Он в чёрном хитоне, с распростёртыми и поднятыми вверх руками. Прямо над этой фигурой помещена огненная сфера в виде полотнища киноварного цвета со сценой восхождения Илии. Он помещён на лёгкую колесницу, запряжённую парой (а не традиционной квадригой) тонконогих огнен-нокрылых гнедых коней. Упряжь, шлея, оглобли и колесница изображены белым цветом. Сложенная милоть лежит над задним колесом. В левом верхнем углу на облаках восседает господь Саваоф в белых одеждах, его рука сложена в благословляющем двуперстии. На полях иконы в прямоугольных рамках помещены параллельные изображения двух неизвестных святых (клейма не подписаны., атрибуты неразличимы). Возможно, это Илия и Елисей. Левый персонаж в белом одеянии держит в одной руке крест, в другой - такой же посох, какой написан в руке сидящего в пещере Илии на переднем клейме. Общий колорит - охристо-зеленовато-коричневый с большими пятнами киновари. Нимбы пророка Илии, Елисея, господа Саваофа и обоих персонажей на полях написаны коричневой краской с белым контуром, на большинстве нимбов сохранились вкрапления красной краски. Графья в клеймах с сидящим в пещере Илией и в сцене восхождения не совпадает с границей написанного сюжета. Пальцы рук и ног всех персонажей написаны белой краской. Характерны непропорционально длинные пальцы рук и босых ног, непропорциональное сложение рук Илии на колеснице. За исключением святого на правом поле иконы, где на лике хорошо видны белильные оживки, лики на других клеймах не сохранились. На обороте иконы в средней части доски поперёк имеется одна врезная сквозная трапециевидная шпонка. Вверху иконы вбит гвоздь с верёвочной петлёй.

Контакты

  • Адрес: АО Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г Ханты-Мансийск, ул Мира, д 11