Икона "Рождество Христово - поклонение волхвов" — 9251906

Икона "Рождество Христово - поклонение волхвов"
Икона "Рождество Христово - поклонение волхвов"
Основа - несколько досок. Шпонки накладные профилированные. Богородица представлена держащей на коленях Спасителя, сидящей на троне (без спинки). Красный мафорий не облекает голову (покрытую белым убрусом) и почти всю фигуру Девы Марии, как это было принято в древнерусской иконографии, а спускается с левого плеча и закрывает левое колено, на котором сидит младенец Христос. Однако в отличие от Евангельского повествования и средневековой иконографии дары в руках не у каждого из трех царей, а только у одного, которого можно обозначить древнерусским термином «средовек». Первый из волхвов, старец с длинной седой бородой «аки власиева», т.е. как у святителя Власия Севастийского, стоя на коленях без головного убора поклоняется и указывает левой рукой на волхва-средовека, держащего подношение. При этом дародержатель изображен не с «козминой брадой», а с головой и бородой царя Давида Псалмопевца. Сближает сходство со святым царем и пророком Давидом и форма короны; подобные его изображения можно увидеть на памятниках XVII-XVIII вв. Интересен и необычен головной убор третьего, самого молодого из волхвов, который также левой рукой указывает на царя-средовека, держащего дары. На данном памятнике все дары символически изображены в виде одного сосуда, который держит волхв-средовек. Сближает все три фигуры на иконе то, что они представлены в царских шубах и мантиях, подбитых горностаевым мехом. О том, что Поклонение Волхвов выделилось из иконографии Рождества Христова напоминают головы животных, изображенные над коленопреклоненным старцем с «власиевой брадой», о которых в подлиннике XVI века сказано: «Спас млад во яслех лежит повит… а в него глядит конь до половина, а з другую сторону корова видит, до половины…». Данный памятник подписан как «Обра(з) Роже(с)тва Г(с)да нашего Iиса Хр(с)та», а под этим надписанием, над головами царей в две строки мелкими буквами – «Волсви Владыце дары// приносятъ». Скорее всего, надписав памятник таким образом автор еще раз нам продемонстрировал, что сцена Поклонения волхвов не воспринималась отдельно от события Рождества Христова. Поскольку сохранилось только одно поле – левое, за спинами волхвов, очевидно, что икона была опилена с трех сторон. На то, что образ был уменьшен указывают и фрагмент нимба, охристо-розового хитона и синего гиматия справа за Богоматерью, предположительно, что это была фигура святого Иосифа Обручника. Колорит иконы небогат, строится на сочетании синего, красного и охристо-розового, что указывает на провинциальное исполнение памятника. Личное написано мягко, «вохрения» нежные с активной подрумянкой. Однако при многочисленных поздних записях авторская живопись личного бесспорно пострадала и дошла до нас не в полном объеме

Контакты

  • Адрес: респ Мордовия, г Саранск, ул Саранская, д 2