Бюст мужчины — 8182439

Бюст мужчины
Бюст мужчины
Бюст мужчины, выходящий из чашечки цветка, на подставке (в инвентаре Отдела Востока: «Бюст варвара, выходящий из лотоса, на подставке). Лицо фигурки с грубыми чертами: крупные глубоко посаженные, выпуклые и широко раскрытые глаза (зрачки пробуравлены дырочками), обозначены веки. Лицо повернуто чуть влево, вполоборота. Крупный, мясистый нос с небольшой горбинкой (впрочем, это, скорее всего, повреждение - поэтому профиль получается несколько «рыхлый»). Пухлые, полураскрытые губы. На лбу продольная морщинка, показаны надбровные дуги. Тяжелые скулы и большой подбородок, с намеком на «второй подбородок». Волосы обозначены гравировкой, коротенькими штрихами. Волосы забраны сзади на макушке в пучок причудливой формы (головной убор?). На плечах гравировка, обозначающая браслеты (?) – насечки и перекрестия. Лепестки цветка показаны гравировкой. Чашечка цветка покоится на подставке - тем самым обозначается явная привязка к античной (римской) традиции портретных бюстов. Помимо египетских аналогий в иконографии (голова, выходящая из цветка лотоса), в мотиве с цветком аканфа (или цветка вообще) отразились также сильные дионисийские традиции, а также сирийские представления о солнечном божестве (Jucker H. Das Bildnis im Blätterkelch. Geschichte und Bedeutung einer römischen Porträtform. Olten, 1961. Bd. I. S. 216-217). Большинство статуэток и бюстов (в том числе портретных) греко-римского времени с подобной тематикой изготовлено из камня или терракоты. Исключение составляют некоторые бронзы позднеегипетского и римского времени, которые, однако, не являются полными аналогиями в иконографическом плане. Назначение предмета. Множество римских бронз представляет собой предметы домашнего обихода. Как и греческие торевты, римские мастера помещали на бытовые предметы изображения, рельефные и миниатюрные скульптурные фигурки. Например, известно, что в римском декоративном искусстве обыкновенные гири могли изготавливаться в виде бюстов так называемых «варваров», или же изображений различных богов, причем с большим мастерством. Памятник имеет сзади повреждение, что явно свидетельствует о том, что раньше там было некое крепление. Вполне вероятно, что это было крепление треножника. Античные треножники – триподы – имели, как известно, различное назначение, среди них могли быть трехногие столы, треножники, поддерживающие котлы для варки мяса, светильники, а также алтари. В правильности такого предположения убеждают аналогии из Каирского музея. Неизвестно, является ли бронзовый бюст изображением конкретного божества. На основании аналогий мы можем предположить, что бюст может изображать сатира или Пана – наиболее частого персонажа украшений триподов. Прическа -пучок на затылке с двумя бутончиками лотоса- характерна для карликоподобного божества Патэка (если учесть и малопривлекательную внешность). Еще одна возможность: это портретное изображение (по аналогии с гирями).

Контакты

  • Адрес: г Москва, г Москва, ул Волхонка, д 12