Пелена погребальная с изображением женщины, держащей за руку мальчика — 8181333

Пелена погребальная с изображением женщины, держащей за руку мальчика
Пелена погребальная с изображением женщины, держащей за руку мальчика
На погребальной пелене изображены 4 фигуры: женщина, держащая за руку ребенка и сопровождающие их боги Осирис и Анубис. Молодая женщина одета в обычную одежду: длинную, спускающуюся до ног розовую тунику с темно-лиловыми клавами (вертикальными черными полосками). Первоначально такие полоски являлись знаком высокого социального статуса, однако к началу новой эры в римской одежде это реально ничего не значило: клавы носили все. Белый плащ перекинут через левое плечо женщины и затем обернут через ее бедра. Колорит одеяния –сочетание белого и розового, розовато-красного и фиалкового- часто встречается и на фаюмских портретах. Все это расцвечено изящными золотыми украшениями –к сожалению, сохранность московской пелены позволяет сказать только, что на шее женщины видно ожерелье, в ушах заметны и серьги В правой руке у женщины маленькая сумочка розовато-желтого цвета. Такая прямоугольная холщовая сумочка хранится и в запаснике отдела древнего Востока, она не сшитая, а целиком тканая. В левой руке женщина держит ветку мирта. Ребенок одет в белую тунику с черными полосками (клавами), на шее видна золотая подвеска на кожаном шнурке. Аналогичный амулет (золотая капсула с магическим текстом) изображен и на портрете мальчика из Оксиринха. В правой руке ребенок держит бич- один из символов бога Осириса, что должно указывать, по-видимому, на то, что эта фигура уже не принадлежит к миру живых. Кстати, и ветка мирта в руках женщины- также типичное растение, которое держат умершие на погребальных пеленах. Иногда гирлянды цветов сопоставляют с обычаем носить венки из роз в мистериях Исиды. Высказывалось предположение, что на пелене изображена девочка, однако черты лица могут быть обманчивы, если мы говорим о ребенке до 12 лет. Об этом свидетельствуют многочисленные фаюмские портреты, на многих непонятно, кто изображен мальчик или девочка. На голове ребенка прическа, характерная именно для мальчиков – так называемый «локон юности», прядь волос над правым ухом. Существует множество изображения детей на фаюмских портретах с таким же локоном волос справа. Считается, что такую прическу носили некоторые мальчики до 14 лет. Наряду с этим существовали и другие детские прически; «локон Хора» может объясняться приверженностью семьи египетским верованиям. Мать и ребенок – босые. Возможно, это должно обозначать ритуальную чистоту, ведь практически все подобные изображения людей - без обуви. Лица женщины и ее сына портретны. К сожалению, живопись на лице молодой женщины сильно повреждена, однако сохранившаяся часть позволяет увидеть, что у нее было миловидное удлиненное лицо с миндалевидными черными глазами. Черные, гладко причесанные волосы разобраны на прямой пробор. Именно эта форма женской прически с характерным треугольным контуром на лбу позволяет датировать пелену примерно 120-130 годами, то есть концом правления императора Траяна и временем императора Адриана. Судя по плохой сохранности портрета женщины, он был написан отдельно от всей композиции пелены, и затем вставлен в саван (четко просматривается вырез и следы вставки). Такое повторное использование пелены хорошо известно. Погребальные саваны могли использоваться повторно членами одной и той же семьи, в нескольких поколениях. Например, такое предположение сделали исследователи пелены ГМИИ 5749- что портрет мужчины написан на отдельном куске льна и затем вставлен в старый холст. Предполагается, что предыдущий портрет был, таким образом, удален (как устаревший?). Портреты детей, разумеется, редко писали при жизни и художники принимались за них только в случае смерти. Портреты же взрослых, согласно одной из версий, существовали уже заготовленные –либо на дощечках либо на холсте. Таким образом, кажется почти очевидным ,что мать и ее сын скончались одновременно или с небольшим промежутком. Последние данные рентгенографии показали, что портрет мальчика написан в последнюю очередь, уже по завершении оформления самой пелены, и включен в ее композицию дополнительно. Это очень важное уточнение, отсюда можно сделать вывод о том, что ребенок, возможно, умер вскоре после матери. Вполне вероятно, что женщина и мальчик скончались от какой-то эпидемии, что отнюдь не было редкостью в то время. Можно предположить даже, что женщина скончалась в родах, а ребенок умер вслед за ней (сперва изготовили пелену только для женщины, а потом уже добавили портрет мальчика). Но все рассуждения относительно обстоятельств их смерти- не более, чем домыслы, которые невозможно проверить. Нам известны случаи семейных захоронений- так, в Хаваре (Фаюм) была найдена гробница 1 в. н.э. с погребенными мумиями молодой женщины (на стеле, найденной рядом, сохранилось и ее имя и возраст- Алина, 35 лет) вместе со своим мужем и тремя дочерьми. Однако двойной портрет не встречается ни на одной из известных нам погребальных пелен, однако известен на многочисленных египетских погребальных стелах этого же периода. Именно на этих стелах мы видим композицию из двух и даже более фигур умерших, которых Анубис ведет за руку к богу Осирису. Иногда фигура Анубиса даже удваивается! Центральные фигуры показаны на московской пелене фронтально. Это очевидно поздняя традиция вместо привычного изображения в профиль. Можно провести параллели с гробничными стелами того времени, где фигуры умерших всегда показываются фронтально, между тем как Анубис изображается традиционно в профиль; Осирис показывается то фронтально, то в профиль. Мать и сына сопровождают бог бальзамирования и проводник в царство мертвых Анубис, в образе человека с головой шакала, и царь загробного мира Осирис. Тело Анубиса окрашено в черный цвет, символизирующий подземный мир и вечную жизнь. На голове – платок-немес с оранжевыми и лиловыми полосками. Бог облачен в длинную одежду, воспроизводящую птичье оперение; внизу изображена декоративная полоса с шашечным мотивом. Анубис обнимает женщину за правое плечо – на плече видны черные пальцы божества. Жестом левой руки он как бы направляет женщину в сторону фигуры Осириса. У того полное розовощекое лицо с крупными чертами и мясистыми губами. Большие зеленоватые выпуклые глаза выделяются под густыми черными бровями. На Осирисе желтый платок-немес и головной убор с рогами, восходящий к древнеегипетскому венцу «атеф». В его руках жезл и бич – древнейшие символы царской власти. Мумия бога завернута в белые и розовые бинты, уложенные объемным ромбовидным узором, характерным для римского периода. Фигуру Осириса на пелене можно понимать двояко – как изображение царя загробного мира, встречающего покойного, так и самого умершего (в данном случае женщины), уже воскресшего и преобразившегося в Осириса. Однако вернее всего считать, что в данном случае перед нами изображение умершего, которого бог Анубис сопровождает к Осирису. Многочисленные рельефы тому подтверждение: мы видим, как бог Анубис подводит не одного, а нескольких умерших к престолу бога Осириса. На пелене из Берлина умерший совершает ритуальное возлияние перед мумией – но не своей же собственной, а, конечно, самого бога Осириса. На пеленах, таким образом, представлена «сокращенная версия» древнеегипетской сцены загробного суда, хорошо известная по виньеткам из папирусам «Книги мертвых». Однако сам эпизод «психостасии» (взвешивания сердца) выпущен- покойный уже предполагается оправданным и преображенным. На погребальной пелене изображается момент перехода покойного из земной жизни в загробный мир. Именно поэтому все персонажи стоят на погребальной ладье, которая движется справа налево - на запад, в царство Осириса. Солнечные диски на ладье также символизируют возрождение после смерти, уподобляя умершего солнцу, которое ежедневно заходит на западе и вновь рождается на востоке. Египтяне считали, что после исполнения надлежащего погребального ритуала (мумификации) тело человека обретает совершенно иную сущность и становится «просветленным», преображенным. Согласно древнеегипетскому мифу, Осирис был убит своим братом Сетом, а затем возрожден своей супругой Исидой. Поэтому каждый мумифицированный умерший уподобляется Осирису и может возродиться в ином мире. За головами Анубиса и Осириса видны белые ореолы-нимбы. На другой московской пелене с портретом мужчины над головой Анубиса показан ярко-красный диск. Это древнеегипетский символ соединения с солнечным богом Ра. Такой солярный символ появляется и за головой самого умершего на некоторых пеленах (например, на нашей пелене с изображением женщины «еврейского типа») Смысл мумификации- не сохранение тела, а его преображение, воскрешение и новое собирание тела после символического «шаманистского» расчленения. Превращение в светоносного духа «аху». На многих портретах, муж и женских, мы видим золотую корону или золотой венок. Стилизованные ромбовидные листочки напоминают лавровые венки, которые получали победители на атлетических состязания. В контексте египетских религиозных представлений венок может означать так называемую «корону оправдания», т.е. умершего, оправданного на загробном суде Осириса. В это время были очень популярны мистериальные культы (Митры, Деметры и персефоны, кабиров), с ритуальной смертью и возрождением. В Риме пользовались популярностью мистерии Исиды, о которых рассказывается в романе Апулея «Золотой осел». Там есть описание того, как Луций стоит в белых одеждах и с гирляндой пальмовых листьев в волосах, причем этот венок блестит на солнце. Целью посвящения в мистерии было достижение преображения (после ритуальной смерти и воскресения) уже при жизни, а после смерти такой посвященный - «исиак» - гарантированно пребывал в царстве Осириса и наследовал вечную жизнь. Для многих греков и римлян представления египтян о жизни после смерти справедливо казались более обнадеживающие, чем унылое существование в Гадесе, которое обещала им их собственная религия. На пелене позади Осириса видна фигура слуги в желтой тунике и конической синей шапке, поднимающего воду из колодца с помощью специального приспособления – шадуфа. Согласно древнеегипетским верованиям, бог Осирис дарует умершему чистую прохладную воду, которая оживляет его. «Да даст тебе Осирис прохладную воду» - частый рефрен на погребальных стелах этого времени. На пелене видны другие персонажи, которые были заимствованы художником из оформления древнеегипетских гробниц, и так или иначе связаны с темой смерти, загробного суда и воскресения. К ним относятся божество над головой женщины, четыре сына Хора (или четыре канопы для внутренностей?) по сторонам от фигур Осириса и Анубиса. По всей поверхности пелены заметны также изображения маленьких черных скелетоподобных человечков, которые заняты разнообразными действиями: один стоит на носу папирусной барки с длинным шестом, другой стоит между фигурами женщины и мальчик, еще пятеро находятся вблизи слуги, поднимающего воду из колодца. Эти тоненькие схематично изображенные фигурки , как предполагают исследователи, являются добрыми духами умерших, встречающих новоприбывшую в царстве мертвых.

Контакты

  • Адрес: г Москва, г Москва, ул Волхонка, д 12