Костюм княгини из оперы Александра Даргомыжского «Русалка» (Красноярский театр Оперы и Балета) — 7770820

Костюм княгини из оперы Александра Даргомыжского «Русалка» (Красноярский театр Оперы и Балета)
Костюм княгини из оперы Александра Даргомыжского «Русалка» (Красноярский театр Оперы и Балета)
Платье сшито в стиле одежд Московской Руси, которая почти безо всяких изменений на протяжении 800 лет сохраняла особенности византийского костюма: тяжелые, плотные, невероятно красивые и дорогие ткани, затканые или вышитые металлическими нитями и редкой простоты крой из прямых вертикальных линиий, скрывающий любые особенности человеческой фигуры. Любимым цветом и в Византии, и на Руси был красный всевозможных оттенков и его сочетание с золотом. Платье Княгини сшито из темно-красного тисненого бархата с терракотовым оттенком (тисненый сетчатый рисунок малозаметен), украшено аппликацией и росписью бронзовой краской. Мотивы аппликации в виде лепестков и треугольников вырезаны из черной и бежевой хлопчатобумажной сетки с крупными квадратными ячейками (1 х 1 см), из мелкосетчатого бордового тюля и нашиты вручную на бархат без видимого порядка, производя впечатление тканого узора. "Золотым" контуром бронзовой краски прорисованы условные венчики округлолепестковых цветов с листьями и завитками, имитирующие золотую вышивку (на Руси нередко материи ткались вместе с золотыми и серебряными нитями и по этому блестящему полю покрывались вышивкой). Лепестки, листья и условные фигуры из завитков оттеняют пятна темной (почти черной) краски. Платье сшито из трех кошеных полотнищ (одно - на перед, два - на спинку). Покрой платья Княгини более всего напоминает старинный русский летник - длинную, накладную, расширенную к низу нарядную одежду с очень широкими рукавами (накапками), украшенными декоративными нашивками (вошвами). Разные источники описывают разную форму рукава: он достигал и запястья (1), и подола, сшивался до половины длины или имел колоколообразную форму (срезался под углом), но во всех случаях его отличительным признаком была большая ширина, что позволяло видеть край нижней одежды до локтя. Наиболее полное описание летника дает историк русского быта И.Е.Забелин: "Накапки - рукава особого покроя. Длина их равна длине всего платья, сшивались они только до половины своей длины, нижняя половина - несшитая - украшалась вошвами. Они висели, как перекинутое полотнище. Таким образом, летник, открытый в рукавах, был прохладный". Рукава платья Княгини более всего напоминают именно такие рукава. Они выкроены длинным клином, зашитым вверху, по плечевому шву, на 24 см, висят "как перекинутое полотнище" и оставляют почти полностью открытым нижний рукав. Верхние рукава обшиты по краю полосой золотно-черной парчи шириной 5 см ("вошвами"), из этой же парчи - обшлаг нижнего рукава шириной 12 см, с разрезом по шву (реальные вошвы вышивались шелком, канителью, отделывались драгоценными камнями и подклеивались рыбьим клеем к подкладке). Нижний рукав платья Княгини сшит из той же ткани, что и само платье, однако в допетровской Руси открытый нижний рукав - это рукав совсем другой одежды, "красной сорочки", сшитой соответственно из другой ткани (рукава "красной сорочки" были очень длинные и собирались на руке во множество мелких складок). Из золотно-черной парчи выкроен и круглый накладной воротник-ожерелье - излюбленный элемент костюма византийской и старорусской знати; ткакими наплечными ожерельями украшали воротники мужских и женских рубах, по некоторым источникам - и летников. "Ожерелье" Княгини декорировано аппликацией - "лепестками" из крупной черной и бежевой сетки, "золотой" парчи, черного бархата. Аналогично декорирована полоса золотно-черной парчи, пришитая по центру платья и расширяющаяся к подолу (6 - 16 см); края её подчеркнуты двойным кантом из узких (0,5 - 0,7 см) наклеенных полосок черного и коричневого бархата. Летники шили из камки, атласа, объяри, тафты (всё это - разновидности шелковых тканей). Платье Княгини сшито из бархата и это сближает его с "шубкой" - другим видом старорусской женской одежды, которая шилась "покроем сорочки, без разреза на полы, надевалась с головы (накладная), длиной была до пят, рукава до пола имели проймы, в которые продевались руки, одетые в сорочку". Таким образом, "шубка" покроем сильно напоминала летник, но шилась из более плотных и тяжелых тканей - бархата, сукна или шелковых тканей на подкладке. Платье Княгини - нечто среднее между летником и шубкой, его отличает бутафорская подчеркнутая выразительность внешних форм, но основные исторические принципы кроя и декора соблюдены и этим достигается целостность "образного" решения костюма, позволяющего нам погрузиться в мир ушедшей эпохи.
  • Регистрационный номер:
    7770820
  • Место производства:
    г. Красноярск
  • Кол-во частей: 1
  • Инвентарный номер:
    Т 5131
  • Музей:
    Краевое государственное учреждение культуры "Красноярский краевой краеведческий музей"
  • Типология:
    предметы прикладного искусства, быта и этнографии
  • Источник получения:
    2011, от Баженовой С.А.
  • Размеры:
    Длина - 148 см, ширина в плечах - 32 см, в подоле - 84 см, длина нижнего рукава - 60 см
  • Технологии:
    бархат, саржа ((подклад воротника и нижних рукавов)), ручное шитье, металл ((крючки застежки воротника)), шитье на машине, наклеивание, сетка хлопчатобумажная, краска бронзовая, тюль хлопчатобумажный, ручная роспись, парча

Контакты

  • Адрес: край Красноярский, г Красноярск, ул Дубровинского, д 84