Фрагмент папируса со сценой бальзамирования — 6768286

Фрагмент папируса со сценой бальзамирования
Фрагмент папируса со сценой бальзамирования
Папирус ГМИИ им. А.С. Пушкина инв. I 1б 23 является скорее всего фрагментом более длинного папируса, правая часть которого могла быть намеренно отрезана (видно по фрагментарности крайней правой фигуры чудовища Амамат) для дальнейшей продажи. , т.к. за крайней справа фигурой лист совершенно явно и неровно отрезан. На фрагменте, приобретенном В.С. Голенищевым и поступившим в Музей Изящных Искусств в 1911 г. в составе более чем 1000 папирусов из собрания этого великого русского египтолога, имеется ряд изображений, характерных для виньеток «Книги Мёртвых» (начиная со времени Нового царства, XVI в. до н.э.). Однако по отсутствию текстового сопровождения его можно отнести к позднему кругу т.н. «мифологических папирусов». В них комбинируются композиции и сцены как «Книги Мёртвых», так и других «книг иного мира». Наиболее полно на музейном фрагменте сохранилась сцена бальзамирования, которое совершает Анубис (глава 1Б «Книги Мёртвых»). С этой сценой соседствует ряд ключевых персонажей, характерных для иллюстраций главы 125: сидящий на троне Осирис, за спиной которого стоит Исида. Перед ними изображен бог Тот. Крайняя фигура справа - чудовище Амамат, голова которой обращена в сторону весов. Как раз эта последняя сцена, то есть взвешивание сердца покойного на весах и изображение самого покойного с его именем, не сохранилась. Некоторые особенности папируса I 1б 23 предполагают более позднюю датировку, нежели XX-XXI династия (XIII-XI в. до н.э.), как в Альбоме 1971 г. (авт. С.И. Ходжаш) и каталоге «Путь к бессмертию» 2002 г. Такими признаками являются: а) ножки ложа, у которых львиные лапы опираются на подставки, напоминающие приоткрытые чашечки цветков лотоса (появляются начиная с VII в. до н.э.); б) четыре «сына Хора» представлены мумифицированными фигурами, а не в виде каноп (ближе к IV в. до н.э.); в) справа и слева от ложа - коленопреклоненные плакальщицы Исида и Нефтис в круглых, коротких «нубийско-саисских» париках сидят на розовых по тону циновках (именно такая тональность появляется с IV в. до н.э. и особенно характерна для Птолемеевского периода); г) большие овальные глаза богинь с крупным зрачком и острые черты лица с длинным носом, маленькими губами и подбородком свидетельствуют в пользу датировки папируса Поздней эпохой - до последней трети IV в до н.э. Именно в Поздний период, особенно после VI-V в. до н.э. композиции со сценой бальзамирования усложняются, вводятся новые персонажи. Здесь между думя описанными сценами, обычно примыкающими друг к другу, помещены «вставные» персонажи – бог с головой сокола и Мин-Амона в итифаллической позе, а также его атрибут – салат-латук на небольшом столике. Для периода последних египетских династий характерно и наличие в руках Анубиса сосуда для бальзамирования. Возможно, предмет I 1б 23 происходит из мастерской Ахмима – крупного центра производства заупокойного инвентаря Позднего периода. Известно, что для своей коллекции В.С. Голенищев приобрел еще несколько ахмимских памятников. Следует отметить своеобразную, несколько «небрежную» манеру рисунка и характер раскраски. Отчасти уже утрачен или искажен самобытный художественный стиль древнего Египта. Исчезла четкость линий, изящество и «чеканность» формы, фигуры закрашены плотным слоем темных по тону красок – синей, черной, охристо-коричневой. Тем самым создается ощущение плотности, осязаемости персонажей, что нехарактерно для ранней папирусной графики. Страховая оценка. Папирусы, в частности, иллюстрированные папирусы - явление довольно редкое на мировых аукциона. На международных аукционах появляются фрагменты папирусов различного качества, в большинстве случаев они относятся либо к периоду Нового царства, либо к XXI-XXII династии, либо к греко-римскому и т.н. «коптскому» периода истории Египта. Стоимость этих памятников колеблется от 14.400 USD (фрагмент XIX/XX династии с сохранившимися на нем фигурами богов – Sotheby’s, дек. 2003, лот 53; оценен в 3000-5000 USD). Фрагменты с виньетками и остатками текстов оцениваются дороже. Например, на аукционе Christie’s 29.04.2009, лот 144 два фрагмента «Книги Мертвых» с полихромными рисунком и остатками текста были оценены в 25000-35000 GBP, проданы за 37250 GBP; 06.12.2012 – Sotheby’s, лот 52: фрагмент «Книги Мертвых» из частной коллекции виньеткой и надписями оценен в 20000-30000 USD, продан за 59375 USD). Предлагаемая страховая оценка папируса I 1б 23 включает: 1. Крайнюю редкость, если не уникальнось, экспоната, так как ему можно найти лишь приблизительные аналогии, и не среди опубликованных папирусов, а среди росписей картонажей мумий и саркофагов. 2. Не только музейную принадлежность папируса, но и его происхождение из цельной и чрезвычайно ценной коллекции египтолога с мировым именем В.С. Голенищева. 3. Ценность фрагмента для собрания ГМИИ, в котором насчитывается очень ограниченное число иллюстрированных папирусных фрагментов. В частности, экспонат I 1a 23 присутствует во всех экспонизиях зала Египетского искусства, начиная с 1912 года. 4. Выразительность персонажей виньетки и очень хорошую сохранность самого материала и красочного слоя. Исходя из вышеизложенного, предлагается страховая оценка экспоната I 1б 23 не менее 300 – 350 тыс. долл. США.

Контакты

  • Адрес: г Москва, г Москва, ул Волхонка, д 12