Икона "Рождество Богородицы" — 3679952
Щит иконы состоит из одной доски, слегка выгнутой. Ковчега не имеется. Две шпонки - торцевые, врезные, сквозные. Левкас, как следует из реставрационного протокола 1974 года, положен на бычий пузырь. Иконная доска в хорошем состоянии. Композиция иконы сложная, во многом наследующая традиции 17 столетия. В центре средника, в палатах темно-изумрудного цвета, с барочно "испещренной" вензелями и картушами крышей, сидит на ложе праведная Анна. Завеса за спиной св. Анны и покрывало, закрывающиее ее ноги, киноварные, золотопробельные. Риза на Анне темная, изумрудно зеленая или сине-зеленая. Убрус на голове белый, в нимбе надписание "АННА". Рядом с ложем предстоят три простоволосых девы прислужницы. Первая в полупоклоне придерживет младенца-Богоматерь, стоящего на коленях праведной Анны. Над головой младенца традиционное надписание "МР" "ФУ". Вторая служанка, в киноварной одежде, держит в руках чашу для омывания младенца. Справа и слева от центральной, наиболее крупной палаты, в верхних углах сцены моления в саду: слева - праведного Иоакима, справа - Анны о чадородии, что является продолжением средневековой традиции, поскольку подобные изводы распространены на иконах 16-17 вв. Рядом со сценой моления праведной Анны надписание на полях "Анна молится в саду о чадо роди". В нижнем левом углу, в высокой палате, написанной разбеленными охрами, праведный Иоаким сидит во "главе стола", за которым слева от хозяина находятся еще четверо гостей, а праведная Анна выносит спеленутую Богородицу. В нимбах и над головами традиционные надписания. Следующая палата, написанная красноватой охрой, находящаяся под ложем праведной Анны, пустая, имеющая только декоративные перильца с балясинами и справа темную, почти черную золотопробельную завесу. В третьей, изумрудно-зеленой палате, одна служанка, с покрытыми убрусом волосами держит младенца-Богородицу на коленях, вторая, простоволосая, в киноварной ризе, поливает ей на вытянутую правую руку из кувшина - сцена омовения Богородицы. Над головой Богоматери традиционные титла. В крайней правой, четвертой, разбеленной красной палате сцена принесения во Храм отроковицы и благословения ее священником. О чем также говорит и надписание на правом поле "принесоша отроковицу ко иереом и благословиша ю". В данной части иконы праведные Богоотцы Иоаким и Анна стоят у Иерусалимского храма, младенец на руках Иаокима, седовласый священник двуперстным благословляющим жестом касается чела Богородицы. В центре верхнего поля из облак благословляющая полуфигура Бога Отца с частично утраченным надписанием "...аваоф". Колорит иконы довольно скупой, преобладают киноварь, охры, и зелено-коричневые цвета. Поля широкие (3 см), темно-оливковые. Отсутствующая лузга обозначена тонкой белильной полосой. Опушь по краю иконы киноварная. Также необходимо отметить сложную, детально проработанную "архитектуру" на иконе. Крыши всех палат очень сложные, высокие, украшены многочисленными картушами, вензелями, ярусами и шпилями
- Регистрационный номер:
3679952 - Место производства:
Россия - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
Иж 204 - Музей:
Государственное бюджетное учреждение культуры "Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина" - Типология:
живопись - Источник получения:
неизвестен - Размеры:
30,8х27,5х2,3 см - Технологии:
дерево, левкас, паволока, золочение, темпера
Контакты
- Адрес: респ Мордовия, г Саранск, ул Саранская, д 2