Картина "Работорговля в Дербенте" — 2011807
В основу сюжета легла тема работорговли в Дербенте. Рабство в Дербенте существовало с давних времен. Первые сведения о рабстве здесь сообщают еще средневековые арабские авторы. Так, ал-Истахри ( Х в.) пишет, что в Баб-ал-Абвабе широко развита торговля рабами, привозимыми со всех концов земли. Все эти сообщения согласовываются с тем фактом, что благодаря своему удобному географическому расположению на важнейших торговых путях, связывающих население Юго-Восточной Европы, Закавказья и Передней Азии, Дербент оказался очень рано втянутым в орбиту оживленных торговых связей. Сюда на невольничьи рынки ( «есир базар») привозили рабов из многих земель, в числе которых были «греческие, печенежские, хазарские и т.д.». Рабство в Дербенте сохранялось и в поздние века. Авторы ХIII в. в числе товаров, продаваемых на дербентских базарах, называют «рабов и очень красивых девушек – рабынь». Адам Олеарий писал, что « …. Татары (азербайджанцы) доставляли сюда много краденых детей, а также взрослых турков и русских для продажи, их затем перепродают в Персию».
На картине «Работорговля в Дербенте» запечатлен момент бойкой торговли людьми. Центральную часть композиции занимает фигура купца с белой бородой. На голове у него покоится белая папаха; красный халат перехвачен поясом-кушаком, на ногах – кожаные чарыки. Из-под халата видны шаровары из дорогой материи светло-коричневого цвета. Одной рукой он ухватился за руку девочки-подростка, выставленной на продажу, другая- заткнута за пояс. Чуть поодаль стоит выставленный также на продажу юноша-подросток. Девочка напугана, голова наклонена набок, каштановые волосы распущены и взъерошены. Свободной рукой она пытается прикрыть бирюзовым покрывалом наготу. Мальчик в зажатой позе, стоит, скрестив руки у лобка, взгляд опущен. На нем короткие шаровары светло-кремового цвета , торс оголенный. Трое мужчин-горцев в черкесках и каракулевых папахах принимают оживленное участие в торговле: двое стоят за спиной у девочки, другой - рядом с юношей. Их ярко выраженная жестикуляция говорит о том, что им не безразличен исход торга. Далее, в левом углу картины запечатлена фигура еще одного горца в папахе, верхом на навьюченном осле, как бы невзначай наблюдавшего за происходящим . На переднем плане, по правую руку от купца, видна фигура молодого человека со спины. На голове у него покоится тюбетейка цилиндрической формы; поверх белой рубашки с длинными рукавами надета коричневая безрукавка-жилетка; шаровары по щиколотку, темно-бордового цвета. Ноги в кожаных чарыках широко расставлены, руки опущены в карманы шароваров. Перед всей этой процессией, сидя на земле, молодая женщина кормит грудью ребенка. На голову небрежно накинут платок светло-бежевого цвета .Перед ней стоит корзина для всевозможного дорожного скарба. Торговля развернута у импровизированного шатра. Работа выдержана в светлых, теплых тонах.
- Регистрационный номер:
2011807 - Место производства:
Дагестан , пос.Белиджи - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
ПИ 205 - Музей:
Государственное бюджетное учреждение "Дербентский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник" - Типология:
живопись - Размеры:
140 х 110 см - Технологии:
масло, хлопок
Контакты
- Адрес: Респ Дагестан, г Дербент, ул М.Рзаева, д 7