Богоматерь «Всех скорбящих радость», Боголюбская, Казанская и Николай Чудотворец с Распятием и святыми на полях. Четырехчастная — 5339217

Богоматерь «Всех скорбящих радость», Боголюбская, Казанская и Николай Чудотворец с Распятием и святыми на полях. Четырехчастная
Богоматерь «Всех скорбящих радость», Боголюбская, Казанская и Николай Чудотворец с Распятием и святыми на полях. Четырехчастная
икона золотофонная четырёхчастная, поля умбровые, сюжеты отделены друг от друга тонкими белыми линиями. В центре – Распятие, смещённое фигурой Христа к нижним композициям. Верхние соединены дугой, под которой в облаках Господь Саваоф двуперстно благословляющий со сферой в руке. Порядок сюжетов (слева-направо, сверху-вниз): 1. Богоматерь «Всех скорбящих радость». Левая верхняя композиция делится на два плана. В центре на облаках – воздухах фигура Богоматери. Она в синем хитоне, коричнево-бордовом мафории с большими символичными звёздами, зелёной подкладкой, украшенной золотым, ромбовидным орнаментом, на голове митра, белым очерчен её нимб. Моделировка дана тёмными штрихами, высветления золотистыми. В правой руке Богоматери белый крест, левой указует на текст свитка, который держит Иов. Текст: Если благо примем. Вправо склонена голова и повернута фигура, окружённая мандорлой – условным изображением сияния. Слева и справа изображены в три яруса стоящие на воздухах святые. Среди них Святой апостол Пётр с развёрнутым свитком в руках. Текст: Велико имя святой Троицы. Внизу под изображением Богоматери сине-голубое море, оранжевая с рельефным рисунком ладья. В ней сидят две мужские фигуры с короткими бородами и с вёслами в руках. За ними с распростёртыми руками ангел. Другой ангел изображён слева на горках. Он держит белый плат над тремя фигурами сидящих. Справа в пещере сидят преподобные Иоанн мученик и Пимен. 2. Богоматерь Боголюбская. В правой верхней части иконы изображена, стоящая на воздухах Богоматерь, в такого же цвета одеждах, как в композиции слева, мафорий скреплён на груди, в левой руке развёрнутый свиток. Текст: Владыко многомилостивый Господь Иисусе Христе сыне и Боже. Фигура Богоматери расположена по левому краю композиции. В центре – храмовая разного цвета архитектура с чётко выделенными элементами, золотом куполов, кирпичной кладкой основания, зеленью позёма у подножия. Справа поярусное (шесть рядов) изображение святых. В первом ряду – коленопреклонённые московские митрополиты: Пётр, Алексий, Иона и Филипп. 3. Богоматерь Казанская. Нижняя левая композиция. Изображение погрудное. Мафорий аналогичен по цвету другим её изображениям данной иконы. Виден синий чепец, зелёная подкладка с золотистым растительным орнаментом, золотистый с очерченным воротом и планкой хитон. Видимая часть хитона, золотистая кайма и её тёмный край на мафории украшен белым точечным орнаментом. Складки выделены тёмными и золотыми штрихами. Нимб Богоматери очерчен красной внутри и белой более тонкой снаружи линией. Справа – фронтально стоящий Иисус Христос. У Христа синий хитон, сиреневого оттенка гиматий, перекинутый на левое плечо скрывает руку. Правая рука Христа в двуперстном именословном сложении. Складки одежд выделены тёмными и золотыми штрихами. Нимб с белой обводкой и буквами. Характерное выражение черт ликов Богоматери и Младенца – плотно сжатые губы. 4. Святой Николай Чудотворец. Нижняя правая композиция. Полуфигура его изображена фронтально. Правая рука с благословляющим жестом, левая опирается на посох и поддерживает раскрытое Евангелие. Текст: Вовремя отно стал Иисус на месте, рабий народ ученик его и множество. Евангелие с золотым обрезом, чёрной обводкой и буквами. Заглавная буквица сиренево-розового оттенка, как и пелена под книгой. Слева и справа над плечами Николая полуфигуры Христа и Богоматери на воздухах. На Николае ярко-оранжевая фелонь с крупным золотым растительным орнаментом, синий подризник с золотыми поручами, украшенными точечным белым орнаментом, зелёный омофор с тонкими белыми крестами по широким золотым с растительным декором. Нимб очерчен красной внутри и белой более тонкой снаружи линией. Личное письмо: красновато-оливковая санкирь, лёгкое вохрение с чётким высветлением и тенями. 5. Распятие. Центральная композиция. Христос со склонённой головой, золотым крестчатым нимбом, белой повязкой на бедрах. У основания креста – пещера с «адамовой головой». На полях иконы изображены в рост на позёме, условном изображении зелёной земли святые, перечисленные в надписи на обороте доски. У каждого в одеждах присутствуют сиреневые оттенки. Слева: святой Великомученик Артемий – происходил из знатного римского семейства, имел звание сенатора, был одним из выдающихся военачальников в правление равноапостольного царя Константина Великого (IV век). Вместе со святым Константином наблюдал на небе чудесное знамение Креста и утвердился в вере христианской. Святой Артемий был близок императорскому дому, ему давали самые почетные поручения, имел много наград за отличную службу и отвагу и был поставлен наместником Египта. В этой должности много сделал для распространения и укрепления христианства в Египте. Во времена императора Юлиана (император-отступник), желавшего возвратить язычество, был казнён. Память 3 июня (21 мая по старому стилю); Святой мученик Феодот (Анкирский) – жил в Анкире Галатийской в III веке. Отличался особенной добротой и отзывчивостью. В разгар гонения при Диоклитиане (284 – 305) он снабжал христиан всем необходимым и предоставлял им убежище в своём доме, где тайно совершались Богослужения. Святой Феодот выкупал христиан-узников из темниц, погребал тела мучеников. Однажды он вытащил из воды и похоронил тела семи святых мучениц, утопленных в море. Об этом донесли правителю. За отказ принести жертву идолам и обличение языческих заблуждений, святой Феодот был подвергнут жестоким мучениям и усекновению мечом. Тело святого мученика хотели сжечь, но поднявшаяся буря помешала это исполнить, и его предали христианскому погребению. Память 31 (18 по старому стилю) мая; преподобная Мария Египетская жила в середине V – начале VI столетия. Покровительница раскаявшихся блудниц, блудников и судья на Страшном Суде тех, кто не раскаялся. Память 14 (1 по старому стилю) апреля и пятую неделю (воскресение) Великого поста. Справа: Святая великомученица Варвара. Сюжет описан в иконе № 55: Святая мученица Варвара». XX век (?). Народная икона; ДРЖ – 26; святая мученица Иулитта (Тарсийская) и Святой младенец Кирик жили в Малой Азии (г. Иконии Ликаонской области) на рубеже II-III веков во времена императора Диоклитиана. Узнав о предстоящих гонениях на христиан, вместе с трёхлетним сыном Кириком решила скрыться из города, но была схвачена. Они подверглись пыткам, и после долгих страданий младенец Кирик был убит, а Иулитта (Улита) обезглавлена. Мощи святых Кирика и Иулитты были обретены в царствование святого равноапостольного царя Константина (IV век). В честь святых мучеников близ Константинополя был устроен монастырь, а недалеко от Иерусалима воздвигнут храм. По народному верованию, святым Кирику и Иулитте молятся о семейном счастъе и выздоровлении больных детей. Память 28 (15 по старому стилю) июля и 13 (31 июля по старому стилю) августа; преподобная Евдокия. Сюжет описан в иконе № 29: Богоматерь Взыскание погибших со святыми на полях. XVIII век, вторая половина».

Контакты

  • Адрес: край Ставропольский, г Ставрополь, ул Дзержинского, д 115-119