Богоматерь «Всех скорбящих радость», Боголюбская, Казанская и Николай Чудотворец с Распятием и святыми на полях. Четырехчастная — 5339217
икона золотофонная четырёхчастная, поля умбровые, сюжеты отделены друг от друга тонкими белыми линиями. В центре – Распятие, смещённое фигурой Христа к нижним композициям. Верхние соединены дугой, под которой в облаках Господь Саваоф двуперстно благословляющий со сферой в руке.
Порядок сюжетов (слева-направо, сверху-вниз):
1. Богоматерь «Всех скорбящих радость». Левая верхняя композиция
делится на два плана. В центре на облаках – воздухах фигура Богоматери. Она в синем хитоне, коричнево-бордовом мафории с большими символичными звёздами, зелёной подкладкой, украшенной золотым, ромбовидным орнаментом, на голове митра, белым очерчен её нимб. Моделировка дана тёмными штрихами, высветления золотистыми. В правой руке Богоматери белый крест, левой указует на текст свитка, который держит Иов. Текст:
Если благо примем.
Вправо склонена голова и повернута фигура, окружённая мандорлой – условным изображением сияния.
Слева и справа изображены в три яруса стоящие на воздухах святые. Среди них Святой апостол Пётр с развёрнутым свитком в руках. Текст:
Велико имя святой Троицы.
Внизу под изображением Богоматери сине-голубое море, оранжевая с рельефным рисунком ладья. В ней сидят две мужские фигуры с короткими бородами и с вёслами в руках. За ними с распростёртыми руками ангел. Другой ангел изображён слева на горках. Он держит белый плат над тремя фигурами сидящих. Справа в пещере сидят преподобные Иоанн мученик и Пимен.
2. Богоматерь Боголюбская. В правой верхней части иконы изображена,
стоящая на воздухах Богоматерь, в такого же цвета одеждах, как в композиции слева, мафорий скреплён на груди, в левой руке развёрнутый свиток. Текст:
Владыко многомилостивый
Господь Иисусе Христе сыне и Боже.
Фигура Богоматери расположена по левому краю композиции. В центре – храмовая разного цвета архитектура с чётко выделенными элементами, золотом куполов, кирпичной кладкой основания, зеленью позёма у подножия.
Справа поярусное (шесть рядов) изображение святых. В первом ряду – коленопреклонённые московские митрополиты: Пётр, Алексий, Иона и Филипп.
3. Богоматерь Казанская. Нижняя левая композиция. Изображение
погрудное. Мафорий аналогичен по цвету другим её изображениям данной иконы. Виден синий чепец, зелёная подкладка с золотистым растительным орнаментом, золотистый с очерченным воротом и планкой хитон. Видимая часть хитона, золотистая кайма и её тёмный край на мафории украшен белым точечным орнаментом. Складки выделены тёмными и золотыми штрихами. Нимб Богоматери очерчен красной внутри и белой более тонкой снаружи линией. Справа – фронтально стоящий Иисус Христос. У Христа синий хитон, сиреневого оттенка гиматий, перекинутый на левое плечо скрывает руку. Правая рука Христа в двуперстном именословном сложении. Складки одежд выделены тёмными и золотыми штрихами. Нимб с белой обводкой и буквами. Характерное выражение черт ликов Богоматери и Младенца – плотно сжатые губы.
4. Святой Николай Чудотворец. Нижняя правая композиция. Полуфигура
его изображена фронтально. Правая рука с благословляющим жестом, левая опирается на посох и поддерживает раскрытое Евангелие. Текст:
Вовремя отно стал Иисус на месте,
рабий народ ученик его и множество.
Евангелие с золотым обрезом, чёрной обводкой и буквами. Заглавная буквица сиренево-розового оттенка, как и пелена под книгой.
Слева и справа над плечами Николая полуфигуры Христа и Богоматери на воздухах.
На Николае ярко-оранжевая фелонь с крупным золотым растительным орнаментом, синий подризник с золотыми поручами, украшенными точечным белым орнаментом, зелёный омофор с тонкими белыми крестами по широким золотым с растительным декором. Нимб очерчен красной внутри и белой более тонкой снаружи линией. Личное письмо: красновато-оливковая санкирь, лёгкое вохрение с чётким высветлением и тенями.
5. Распятие. Центральная композиция. Христос со склонённой
головой, золотым крестчатым нимбом, белой повязкой на бедрах. У основания креста – пещера с «адамовой головой».
На полях иконы изображены в рост на позёме, условном изображении зелёной земли святые, перечисленные в надписи на обороте доски. У каждого в одеждах присутствуют сиреневые оттенки.
Слева:
святой Великомученик Артемий – происходил из знатного римского семейства, имел звание сенатора, был одним из выдающихся военачальников в правление равноапостольного царя Константина Великого (IV век). Вместе со святым Константином наблюдал на небе чудесное знамение Креста и утвердился в вере христианской. Святой Артемий был близок императорскому дому, ему давали самые почетные поручения, имел много наград за отличную службу и отвагу и был поставлен наместником Египта. В этой должности много сделал для распространения и укрепления христианства в Египте. Во времена императора Юлиана (император-отступник), желавшего возвратить язычество, был казнён.
Память 3 июня (21 мая по старому стилю);
Святой мученик Феодот (Анкирский) – жил в Анкире Галатийской в III веке. Отличался особенной добротой и отзывчивостью. В разгар гонения при Диоклитиане (284 – 305) он снабжал христиан всем необходимым и предоставлял им убежище в своём доме, где тайно совершались Богослужения. Святой Феодот выкупал христиан-узников из темниц, погребал тела мучеников. Однажды он вытащил из воды и похоронил тела семи святых мучениц, утопленных в море. Об этом донесли правителю. За отказ принести жертву идолам и обличение языческих заблуждений, святой Феодот был подвергнут жестоким мучениям и усекновению мечом. Тело святого мученика хотели сжечь, но поднявшаяся буря помешала это исполнить, и его предали христианскому погребению.
Память 31 (18 по старому стилю) мая;
преподобная Мария Египетская жила в середине V – начале VI столетия. Покровительница раскаявшихся блудниц, блудников и судья на Страшном Суде тех, кто не раскаялся.
Память 14 (1 по старому стилю) апреля и пятую неделю (воскресение) Великого поста.
Справа:
Святая великомученица Варвара. Сюжет описан в иконе № 55: Святая мученица Варвара». XX век (?). Народная икона; ДРЖ – 26;
святая мученица Иулитта (Тарсийская) и Святой младенец Кирик жили в Малой Азии (г. Иконии Ликаонской области) на рубеже II-III веков во времена императора Диоклитиана. Узнав о предстоящих гонениях на христиан, вместе с трёхлетним сыном Кириком решила скрыться из города, но была схвачена. Они подверглись пыткам, и после долгих страданий младенец Кирик был убит, а Иулитта (Улита) обезглавлена. Мощи святых Кирика и Иулитты были обретены в царствование святого равноапостольного царя Константина (IV век). В честь святых мучеников близ Константинополя был устроен монастырь, а недалеко от Иерусалима воздвигнут храм. По народному верованию, святым Кирику и Иулитте молятся о семейном счастъе и выздоровлении больных детей.
Память 28 (15 по старому стилю) июля и 13 (31 июля по старому стилю) августа;
преподобная Евдокия. Сюжет описан в иконе № 29: Богоматерь Взыскание погибших со святыми на полях. XVIII век, вторая половина».
- Регистрационный номер:
5339217 - Место производства:
Москва (?) - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
ДРЖ 34 - Музей:
Государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края "Ставропольский краевой музей изобразительных искусств" - Типология:
прочие - Источник получения:
Отрепьев Ю.В. - Размеры:
53,5х45х2,5 - Технологии:
дерево, масло, темпера
Контакты
- Адрес: край Ставропольский, г Ставрополь, ул Дзержинского, д 115-119