Икона с изображением Покрова, Богоматери Боголюбской, Казанской и Феодоровской со святыми в клеймах на полях в окладе. Четырехчастная — 5339218

Икона с изображением Покрова, Богоматери Боголюбской, Казанской и Феодоровской со святыми в клеймах на полях в окладе. Четырехчастная
Икона с изображением Покрова, Богоматери Боголюбской, Казанской и Феодоровской со святыми в клеймах на полях в окладе. Четырехчастная
Икона с изображением Покрова, Богоматери Боголюбской, Казанской и Феодоровской со святыми в клеймах на полях в окладе. Четырехчастная
четыре сюжета иконы разделены широкой золочёной полосой с тонкой красной обводкой с двух сторон. Поля умбровые, обведённые по краям с внутренней стороны золочёной, внешней – коричневой линией. Такого же цвета на полях надписи. В клеймах фон голубой, одного тона с фоном композиционного узла в центре иконы. Геометрические формы узла светло-бордового оттенка, как и архитектурные детали разреза храма в композиции Покрова. Порядок сюжетов (слева-направо, сверху-вниз): 1. Боголюбская Пресвятая Богородица. Левая верхняя композиция делится на две части. Слева на воздухах изображение Богоматери с развёрнутым свитком. Текст: Царю небесному наш сыне и Боже мой прими всякого человека призывающего имя твое. Она в тёмно-вишнёвом мафории с красной подкладкой, тёмно-зелёном хитоне. Формы и складки выделены более тёмными и золотыми штрихами. Справа – поясное изображение святых (в верхнем ряду – два, ниже три, в двух последующих – по четыре). В центре – культовая архитектура с изображением колокольни. Верхний край средника выходит на поле луковичной формой, в которой полуфигура Христа Вседержителя на воздухах с развёрнутым свитком. Часть текста: … Моя у … 2. Покров Пресвятой Богородицы. В верхней правой многофигурной композиции, в условном разрезе пятиглавного храма, в центре изображена в полный рост с поднятыми в молении руками Богоматерь, над царскими вратами, в мандорле, на красного цвета воздухах. Богоматерь держит покров. За спиной ангелы. Выше благословляющий Христос Вседержитель. Внизу, в центре, на амвоне Роман Сладкопевец с развёрнутым свитком (не читаем). Слева и справа от Богоматери, обращённые к ней, в три ряда изображены апостолы, пророки и святители. Первые в полный рост, стоящие на воздухах. Вся сцена заключена в своего рода раму барочного характера. Слева над ней видны под двускатными крышами строения базилики, справа – белая колокольня с тремя дорическими колоннами, золотой главкой с красным крестом. 3. Богоматерь Казанская. Нижняя левая часть иконы представляет тип изображения Богоматери Казанской. Она в тёмно-вишнёвом мафории с двумя белыми символическими звёздами (на правом плече и лбу), золотой каймой с белым точечным орнаментом. Так же украшен ворот и верх хитона. Складки подчёркнуты тёмными и золотыми штрихами. Видна светло-зелёная подкладка и белый чепец. Справа – фронтально стоящий Младенец в красном гиматии, перекинутым на левое плечо, в зелёном хитоне. Одежда обильно прорисована золотыми штрихами. Взгляды Богоматери и Младенца направлены на зрителя. Личное письмо светлое с мягкой моделировкой, тёмными тенями вокруг глаз. Нимбы золочёные с красной обводкой. Фон светло-оливковый. 4. Богоматерь Феодоровская. Нижняя правая часть иконы представляет поясное изображение Богоматери Феодоровской. Она склонила голову к Младенцу, который изображён слева, поддерживает его правой рукой, а левой указывает в его сторону. Младенец Христос прижимается к Матери щекой, обнимает её за шею. Он представлен с обнажённой и согнутой в колени левой ногой. Одет в красный хитон. Взглядом обращён вверх. На Богоматери тёмно-вишнёвый мафорий с тремя символическими белыми звёздами. Складки очерчены более тёмными и золотыми штрихами. Край мафория украшает золотая кайма с белым точечным орнаментом, белой лёгкой бахромой. Видны зелёно-голубая подкладка, синий чепец и такого же цвета хитон, ворот которого украшает «жемчуг», а широкое золотое зарукавье точечный белый орнамент. Взгляд Богоматери направлен на зрителя. Личное письмо светлое с мягкой моделировкой форм. Нимбы золотые с красной обводкой. Фон светло-оливковый. 5. Четыре части иконы в центре связаны сложным композиционным узлом ромбовидной формы с переплетающимися полукружиями по сторонам. В верхние и нижние полукружия вписаны символы евангелистов. Ромбовидная форма разделена на 13 частей. В центральной, более крупной изображено Распятие, в других – апостолы. Святые на полях иконы изображены в полный рост на коричневых позёмках, ракурсы фигур развёрнуты в сторону средника: слева – Святой пророк Наум (VII век до н.э.), один из 12-ти малых пророков, происходил из Галилеи. Главное содержание книги пророка Наума – пророчество о падении и погибели многолюднейшего и богатейшего города в древнем мире – Ниневии, а вместе и всего Ассирийского царства. Предсказал пророк Наум разрушение Ниневии, как наказание за её беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу ассирийского царя Сеннахирима на Иегову. По преданию, святой пророк Наум умер на 45-м году жизни и был погребен в своем отечестве. Память 14 (1 по старому стилю) декабря; ниже – Святая праведная Анна, в христианской традиции мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа (богопраматерь), жена святого Иоакима, родившая дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака. Память 7 августа (25 июля по старому стилю); справа – Мария Магдалина, преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления. В православной и католической церквях почитание отличается: православие почитает её исключительно как мироносицу, излеченную от семи бесов и фигурирующую только в нескольких евангельских эпизодах, в традиции католической церкви долгое время было принято отождествлять с нею образ кающейся блудницы и Марию из Вифании, а также прилагать обширный легендарный материал. Память 4 августа (22 июля по старому стилю), православная церковь также отмечает память Марии Магдалины во второе воскресенье после Пасхи – в День святых жен-мироносиц; ниже – Святой преподобный Евдоким Ватопедский (Афонский), был иноком монастыря Ватопед на Святой Горе Афон. Скончался он в первой половине XVII века, принадлежит к плеяде тех святых, о жизни которых, практически, ничего не известно. Прославление и почитание преподобного Евдокима началось с момента обретения в 1841 году его благоухающих останков, которые и до сегодняшнего дня, подобно останкам библейского пророка Елисея, изобилуют чудесами. Память 18 (5 по старому стилю) октября. Оклад имеет по два накладных нимба в верхних композициях, декорированных точечно-растительным орнаментом и завершённых остроконечным резным краем и сдвоенные накладные нимбы в нижних композициях с растительно-розеточным орнаментом, с фигурным резным краем. Разделены части оклада орнаментальной полосой. Рама богато декорирована с использованием растительного орнамента, ограниченного по сторонам узкими орнаментальными рельефными полосками. По углам рамы фигурные орнаментированные накладки. Все накладные детали жёлтого металла.

Контакты

  • Адрес: край Ставропольский, г Ставрополь, ул Дзержинского, д 115-119