Изображение антропоморфное двухфигурное (парное). Селище Нёх-Урий 6.1 — 11679606

Изображение антропоморфное двухфигурное (парное). Селище Нёх-Урий 6.1
Представляет собой композицию из двух антропоморфных фигур и одного «дополнительного» изображения. Формообразующие части изображения выделены по контуру, детали показаны в повышенном рельефе. Наличие «прорези» между правой антропоморфной фигурой и дополнительным изображением, позволяет считать данную отливку ажурной. Антропоморфные фигуры, слегка наклоненные в стороны от основания вверх, показаны en face и в целом относительно изоморфны. Морфологически их объединяют следующие признаки: ромбовидная форма головы; короткие руки, слегка разведенные в стороны; стилизованное туловище, оформленное в виде удлиненной подпрямоугольной пластины, а также отсутствие нижних конечностей. Последнее обстоятельство позволяет считать фигуры неполными. Близки и детали рельефа. По абрису обеих голов проходит контурный валик, который заходя на плоскость туловища, моделирует приостренные подбородки персонажей. Принимая во внимание, что верхние части голов утрачены, персонажей можно лишь предположительно определить как «остроголовых». Тем не менее, основания для такого предположения имеются. Поверх линии лба, показанной валикообразным утолщением, на обоих изображениях отчетливо просматриваются фрагменты еще одного горизонтального валика, присутствие которого можно объяснить тем, что мастер стремился показать какие-то детали головного убора персонажей. Исходя из этого, можно утверждать, что современные утраты на данных участках носят более существенный характер, нежели «раскрошивание» кромки. Линии лба и носа обоих персонажей оформлены в виде Т-образной фигуры. Глаза виде слабовыпуклых округлостей просматриваются только у правого персонажа. Явные признаки рта не фиксируются, однако, в этой области лица у обоих изображений просматриваются симметричные «приливы», отходящие от краев внутрь. Окончания рук персонажей, обращенные к внешней стороне экспозиции, утрачены. Руки, обращенные внутрь (левая рука правого персонажа и правая – левого), «удерживают» третью фигуру, расположенную, таким образом, между основными персонажами. Эта «дополнительная» фигура имеет вид вертикально вытянутой пластины трапециевидных очертаний. Нижняя ее часть короткой перемычкой сливается с фигурой правого персонажа. Поверхность «туловищ» всех трех персонажей «заштрихована» диагонально ориентированными валикообразными утолщениями. Направление этих диагоналей индивидуализировано. У основных персонажей они направлены к условной центральной оси композиции, то есть, применительно к каждому персонажу, имеют разное направление. На поверхности третьей фигуры наблюдается сочетание обоих направлений «штриховки»: в нижней ее части валики расположены так же, как на правой основной фигуре, в верхней части – как на левой. Таким образом, «орнаментация» поверхности третьей «дополнительной» фигуры сочетает индивидуальные особенности обеих основных фигур композиции. Место заливки металла достоверно установить невозможно, прежде всего, в силу наличия у отливки современных повреждений сверху и снизу. Если исходить из существования одного канала заливки металла, наиболее естественно наличие литника в нижней части фигур, тем более что они сходятся под острым углом в основании изображения. Вместе с тем, нельзя исключать достаточно редкого варианта наличия двух питателей, каждый из которых мог располагаться в головах основных персонажей. Края изделия не подрабатывались, что особенно явственно фиксируется в верхней части голов персонажей. Наличие в нижней части отливки участков без затеков металла свидетельствует об оптимальной притертости крышки литейной формы к ее основной части. Максимальная высота отливки фиксируется по правой фигуре — 47,5 мм, максимальная ширина прослеживается в районе голов персонажей— 36,4 мм. Толщина изделия варьируется в пределах 1,2–2,2 мм (максимальная высота рельефа — 1,0 мм, средняя — 0,5 мм).

Контакты

  • Адрес: АО Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г Сургут, ул 30 лет Победы, д 21/2