Блюдо с изображением всадника. Коллекция Б.И. Василенко (частная) — 4615082
Чаша тонкостенная кованая, поверхность серебра с мелкими бугорками. Глубокие контуры создают легкий рельеф. Позолота неровная, местами отпала. Снаружи на двух заклепках прикреплялась несохранившаяся, видимо, кольцевидная ручка. На дне медальон с всадником окружен поясом растительного орнамента, побега с пальметками двух типов, на фоне из мелких кружков. За этим поясом и до края идет гладкое поле. Линии пройдены чеканом, движущимся короткими отрезками, они прочеканены дважды, что сделало их очень ровными. Пальметки, находящиеся со стороны центрального медальона, сложнее тех, которые расположены со стороны закраины. На внутренней стороне от двойной дужки, перехватывающей стебель, отходят продолжение этого волнистого стебля и три лепестка. Один из них находится ниже стебля. Он как бы лежит на круговой линии, ограничивающей орнаментальный пояс, а его свободный край украшен штриховкой. Этот лепесток остроконечный, со своей двойной дужкой у основания, от которой отходит прямой штрих с тремя кружками на конце. Второй лепесток короче, он по другую сторону стебля, имеет округлый контур и штриховку; третий лепесток находится над вторым и имеет вид волюты. Верхние пальметты отличаются тем, что у них нет остроконечного лепестка. По замыслу мастера, видимо, стебель должен был в шести местах касаться каждого из контуров пояса. Однако расчет был неточен, и в одном месте у неловкого перегиба, не доходящего до контурной линии стебля, есть только волюта, но нет лепестков.
Всадник в медальоне расположен так, что ручка сосуда оказывается у него над головой, возможно, что она служила также для подвешивания чаши. Расположение ног и хвоста коня, копья всадника, его головы таково, что они во многих местах касаются края медальона, композиционно располагаясь довольно равномерно. Всадник с широким лицом и с раскосыми глазами, его прическа с длинным чубом. Рта у него нет. Эта нарочитая неполнота в передаче черт лица связана, видимо, с магическими представлениями.
Всадник в медальоне расположен так, что ручка сосуда оказывается у него над головой, возможно, что она служили также для подвешивания чаши. Расположение ног и хвоста коня, копья всадника, его головы таково, что они во многих местах касаются края медальона, располагаясь довольно равномерно. Всадник с широким лицом и с раскосыми глазами, его прическа с длинным чубом. Рта у него нет. Эта нарочитая неполнота в передаче черт лица связана, видимо, с магическими представлениями.
- Регистрационный номер:
4615082 - Место производства:
Урало-венгерский центр - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
АР-76 - Музей:
Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского" - Типология:
предметы археологии - Источник получения:
1981 г. от Василенко Б.И. - Размеры:
d - 18,0 см - Технологии:
серебряное амальгамирование, ковка, позолота, чеканка, серебро
Контакты
- Адрес: АО Ямало-Ненецкий, г Салехард, ул Чубынина, д 38