Икона "Покров Пресвятой Богородицы" — 4056474
Основа - доска начала XVIII века со значительными записями XIX в., латунный оклад на полях XIX в. В центре композиции на фоне пятиглавого храма в сиянии славы, поддерживемой ангелами, представлена Богоматерь с воздетыми руками, держащая покров, что соответствует среднерусскому изводу. Уникальной особенностью иконы является то, что над Богоматерью, согласно новгородской традиции, распростерт еще один покров, который держат два ангела, а над ним в медальоне представлена полуфигура благословляющего обеими руками Христа, – таким образом, на иконе изображено целых два покрова, что делает данный памятник уникальным среди иных произведений на данный сюжет. По сторонам от Богородицы на облаках стоят в три ряда святые. В первом ряду – Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, а также фигуры апостолов и святителей. Во втором ряду находятся святители и мученики, в третьем – праведные, преподобные и юродивые. Внизу, под облаками, в «церкви земной», в центре иконы, представлен Роман Сладкопевец, прославленный гимнограф VI века. Он стоит на амвоне с развернутым свитком в руке, на котором написано начало текста его молитвы: «Дево днесь» («предстоит в церкви и с лики святых невидимо Богу за ны молится непрестанно…»). Преподобный Роман изображен в этой композиции как творец кондаков в честь Богоматери, чудесным образом получивший от нее дар песнопения. Кроме того, по церковному календарю его память отмечается в один день с праздником Покрова Богоматери. Слева от него представлены константинопольский патриарх, окруженный молящимися и представителями церковного клира. Далее в красной нише представлены мужская и женская плохо сохранившиеся фигуры, возможно, по аналогии с другими иконами, это император Лев VI Мудрый (886-911) и его супруга. Справа от Романа Сладкопевца – Андрей Юродивый, который указывает рукой на явившуюся Богоматерь стоящему рядом с ним Епифанию, за ними в зеленой «палате» изображена Богоматерь, явившаяся к ложу святого Романа, когда он был болен. Данная часть композиции сохранилась плохо. В колорите иконы варьируются тона и оттенки зеленого, разнообразных охр, коричневого, красного, красноватого, что создает праздничность и торжественность данному произведению. Однако первоначальная живопись промыта очень основательно, авторскому слою нанесен большой ущерб при прописях и поновлениях XIX века. Утрачена значительная часть левкаса вдоль нижнего поля. Данный памятник можно смело отнести к среднерусскому искусству обозначенного периода
- Регистрационный номер:
4056474 - Место производства:
Россия - Кол-во частей: 1
- Музей:
Государственное бюджетное учреждение культуры "Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина" - Типология:
живопись - Источник получения:
Дяченко Н.Ф. - Размеры:
31х24х3 см - Технологии:
дерево, латунь, левкас, паволока, темпера, чеканка
Контакты
- Адрес: респ Мордовия, г Саранск, ул Саранская, д 2