Икона "Богоматерь Знамение" — 4056319
Основа - пять досок, соединенных врезными встречными шпонками. Затыль выкрашена синей масляной краской. Один и тот же стиль мастеров Оружейной палаты заметен в общем построении фигуры, в контуре головы, облаченной в мафорий, поверх мерцающего золотыми звездами повоя. Тот же тип головы с удлиненным овалом, невысоким лбом, переходящим в линию нос, форма ноздрей, губ и отчасти манера писать глаза в виде крупных миндалин. Перед нами древний идеал Богородицы-девы, но в интерпретации нового «фряжского», «живоподобного» письма царских изографов. Автор сумел превосходно передать воспринятый еще от византийских мастеров данный иконографический тип с присущей ему строгой и гордой осанкой. Именно так выглядит и наша икона. Лик Богородицы написан с необычайной тонкостью, с предельным лаконизмом художественных средств. Образ дышит девственной чистотой возвышенного облика, благородством и внутренней одухотворенностью. Открытый миру лик являет собою образец внешней красоты, через которую выражает себя красота душевная. Но эта красота не безмятежна – небольшой несколько асимметричный рот сжат, – Богоматерь как бы знает о всем своем тяжелейшем предстоящем пути, поэтому где-то в уголках широко и доверчиво открытых глаз затаился оттенок печали и задумчивости. В этом соединении человеческого и божественного заключена многогранность, неисчерпанность чувств, которая свойственна поистине великим созданиям искусства. Тема Воплощения Христа связывалась с темой Божественного света, принесенного в мир. Тема света очень ярко реализуется в публикуемом памятнике – в многоцветных лучах, исходящих от полуфигуры Богомладенца внутри медальона и головы Богородицы. Интересной особенностью данного памятника является то, что нимб Спасителя выходит за пределы медальона. Сияние вокруг Христа двухцветное – зеленоватое и розовое, написано почти объемно, что достигнуто за счет многократного покрытия олифой краев медальона. Лучи внутри золотые и серебряные: золотые направлены от центра, а серебряные к центру – Богомладенцу. Пластика риз нарочито акцентирована, от этого она кажется более жесткой, особенно в письме мафория с тщательнейшим образом расчерченными гребенчатыми золотыми пробелами. Струящийся ливень золотой разделки-штриховки мафория изливается на фигуру Богородицы золотым райским дождем. Здесь будто достигло апогея все то, что могло быть вдохновлено постоянным видением неслыханной роскоши царского двора и того, к чему «государевы изографы» по склонности своего таланта имели особенный вкус – не упрощать художественные средства, но усложнять и обогащать их. Графичность разделки смягчает шитая каменьями кайма и тончайшее серебряное кружево мафория, а также растительный орнамент туники, исполненный с отменной каллиграфией, столь характерной для мастеров Оружейной палаты. Иконописцам как будто доставляло удовольствие проявлять предельную виртуозность в «мелочном» исполнении каждой детали, на которую были способны немногие. В качестве особенностей иконы следует отметить то, что на мафории не хватает трех звезд – символов приснодевства Богородицы; на плечах зафиксированы следы подготовки золочения под них, на главе такая подготовка не обнаружена. Возможно, что время просто не сохранило золотых звезд
- Регистрационный номер:
4056319 - Место производства:
Москва, Оружейная палата - Кол-во частей: 1
- Музей:
Государственное бюджетное учреждение культуры "Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина" - Типология:
живопись - Источник получения:
неизвестен - Размеры:
105х87х3,3 см - Технологии:
дерево, серебрение, золочение, левкас, темпера
Контакты
- Адрес: респ Мордовия, г Саранск, ул Саранская, д 2