Монашеский чин. Фрагмент фресковой композиции с северной части алтарной преграды Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря с изображением четырех преподобных отцов — 28969540

Монашеский чин. Фрагмент фресковой композиции с северной части алтарной преграды Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря с изображением четырех преподобных отцов
Монашеский чин. Фрагмент фресковой композиции с северной части алтарной преграды Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря с изображением четырех преподобных отцов
На северной стороне алтарной преграды до нас дошли два фрагмента. Первый – верхняя часть разной степени сохранности ростовых изображений четырех преподобных отцов, второй – остатки изображений голеней и ступней их ног. Преподобные написаны в фас, они стоят, плотно прижавшись друг к другу, даже перекрывая руками соседа. Фон за ними – темно-синий, близкий к черному, – подложка. Следов первоначального, скорее всего синего, не сохранилось. Нимбы святых написаны светло-золотистой охрой, очерчены коричневой линией и белилами, которая хорошо видна на дореволюционных снимках, но сейчас практически угасла. Между нимбами имелись сделанные светлым цветом (белилами?) надписи, к нашему времени полностью утраченные. Признаки их еще можно заметить по фотографиям А. А. Глазунова, а постепенное их угасание проследить по снимкам, опубликованным в изданиях В. Н. Лазарева (1966. Ил. 42-43), Т. В. Николаевой (1978. Ил. 47), В. Г. Брюсовой (1995. Ил. 153). Несколько выше нимбов сохранился фрагмент разгранки, сделанной коричневым цветом (скорее всего, подложка). От первой с севера фигуры, возможно, Марка Фряческого (или Онуфрия Великого?), сохранилась только левая часть. А. А. Глазунов отмечает, что у святого была приподнятая левая простертая рука и длинная борода, «которая спускалась, видимо, через препоясье из зеленой листвы. Тон красок плеча и левой руки светло-желтый с сероватым санкирем, блики светложелтые». В настоящее время можно только воображать перечисленные краски: рука и борода остались в виде глубокой графьи, а о красочном слое изображения листвы говорят незначительные остатки слоя зеленого цвета. Вторая фигура изображает, скорее всего, преподобного Павла Фивейского. О ней А. А. Глазунов говорит, что она сохранилась больше всего. «Она изображает святого с старческим лицом, с длинной узкой брадой и короткими власами на главе. Преподобный – сед, его голые по локти руки приподняты к груди и простерты, на нем рогозинная риза, написанная косыми шашками или клетками, в две краски светло-серого тона (белила и охра с сажей), и коричневого (жженая терра-де-сиена)». О современном состоянии фигуры уже нельзя сказать как о наилучшем. Ее красочный слой сохранился в наихудшем виде, а о описанном внешнем виде святого, данном А. А. Глазуновым, напоминает только графья. Третья фигура может принадлежать преподобному Арсению Великому (хотя некоторыми предлагаются и другие персонажи). На 1915 год ее сохранность представлялась хуже предыдущей. «Она изображает преподобного в темной мантии (чернель с охрой) в исподней ризе коричневого тона (жженая терра-де-сиена) и лазоревой епитрахили, на плечах виднеются воскрылия кукуля. Лицо святого старческое с короткими власами и широкой густой брадой. Он сед, левая рука со свитком (белила) опущена». На сегодняшний день краски лика большей частью утрачены, не осталось следов седины, полностью утрачен и красочный слой левой руки со свитком. Однако у этой фигуры можно отметить лучшую сохранность красок одежды, ее моделирующей разделки, которая включает высветления и затемнения на основном колере, а также пробела. По поводу четвертой фигуры споров нет. Все единодушно приписывают это изображение преподобному Антонию Великому. «На четвертой фигуре, – сообщает Глазунов, сохранилась только глава и часть правого плеча святого. Он написан со старческим лицом, брада его небольшая, по главе темный кукуль (празелень), на плече виднеется мантия коричневого тона (жженая терра-де-сиена)». Краски лика преподобного сохранились лучше, чем у других персонажей, хотя, как и у них, нет никаких следов седины волос. На втором, нижнем фрагменте видны остатки изображения ног персонажей, которые написаны охрой и очерчены черной и коричневой линиями. Вокруг ног сохранились следы зеленой краски позема. Грунт этого фрагмента сильно покороблен.

Контакты

  • Адрес: Московская обл, г Звенигород, Саввино-Сторожевский монастырь