Евангелие напрестольное — 27556851

Евангелие напрестольное
Евангелие напрестольное
Евангелие напрестольное
Евангелие напрестольное
Евангелие напрестольное
Евангелие напрестольное
Евангелие напрестольное
Евангелие напрестольное
Евангелие напрестольное
Евангелие напрестольное
Евангелие напрестольное
М., Синодальная типография, 14.XI.1734 (7244). Анна Иоанновна, Синод. 2о (46х30 см). Л.: тит., гравюра, 1-8, гравюра, 9-76, гравюра, 77-121, гравюра, 122-193, гравюра, 194-266=272. Обрез золотой с чеканом. Обкладка крышек - штоф, Россия, XVIII в. Оклад серебряный частично позолоченный. Доски закрыты гладкими позолоченными листами серебра. На верхней доске пять овальных эмалевых дробниц с живописными изображениями Спаса Вседержителя (в центре) и четырех евангелистов с символами. Христос восседает на облачном престоле в окружении херувимов, правая рука сложена в именословном благословении, левой он придерживает открытую книгу с надписью: «Прiиди/те ко мн/ћ вси тру/ждающ/iися и о/бремене/нiи и азъ / упокою / вы возм/ите иго / мое на с/ебе и нау/читеса / от мене», нимб с традиционными инциалами IC XC и ^ОН. В верхних клеймах изображены Матфей (слева) с ангелом (С. Е. Матfећ) и Иоанн с орлом (С. Е. Jоаннъ), внизу Марк (слева) со львом (С. Е. Марко) и Лука с тельцом (С. Е. Лука). Обрамления эмалевых дробниц неширокие, с орнаментами из листьев аканта, бутонов и фигурки херувима вверху (дробница с евангелистом Лукой смонтирована неверно – херувим оказался вниз головой). Вокруг средника на серебряный золоченый лист наложен ажурный кожух с чеканной фигурной композицией "Древо Иессеево". У подножия древа - рельефная фигура лежащего Иессея («Есей») - библейского персонажа, отца царя Давида. Над ним «произрастают» незолочённые стволы и ветви с «бутонами», в которых размещены золочёные полуфигуры персонажей из рода Иисуса Христа (они не подписаны, большая часть в царских коронах, со скипетрами). Завершается композиция изображением коронованной Богоматери, стоящей в полумесяце, с младенцем Иисусом Христом в овальном медальоне, в левой руке Богоматерь держит скипетр, Христос - державу. По краю крышки золоченая рамка с чеканными изображениями орудий страстей в картушах, украшенных цветами и листьями, вверху: щипцы, молоток, гвозди, чаша; слева в первом картуше: колонна, трость с губкой, «веник» розог, перчатка; во втором картуше: фонарь, меч с отрубленным ухом, петух; справа в первом картуше: лестница, копье, плеть, дубинки (факелы?); во втором картуше: срачица (риза Господня), кости; в нижнем картуше: гроб Господень с пеленами и камнем, алавастр, кувшин. Нижняя крышка украшена незолочёными чеканными ажурными просечными дробницами: овальным медальоном с изображением Голгофского Креста и символов страстей (копие, трость клещи, молоток, игральные кости, плеть, розги, фонарь, гвозди, алавастр, меч с отрубленным ухом, глава Адама) в фигурном ажурном обрамлении и угольниками с ножками в виде полушарий. По сторонам от центральной дробницы – четыре чеканных золоченых изображения херувимов и серафимов. Корешок расчеканен шестью повторяющимися орнаментальными композициями с крупным цветком тюльпана в центре. На окладе сохранилась одна застежка с изображением апостола Петра в рост.

Контакты

  • Адрес: обл Ярославская, г Ярославль, пл Богоявленская, д 25