Судно «Кирьясская барка» — 27336288

Судно «Кирьясская барка»
Судно «Кирьясская барка»
Судно относится к классу барок, ближе всего по конструкции сходно с коломенкой, с изменённой формой корпуса. Представляет собой плоскодонный каркас, обшитый «вгладь» по поперечным «ребрам»-шпангоутам, в плане симметричных в продольном и поперечном сечениях, с плавными полуовальными бортами, сходящимися к носовой и кормовой оконечностям. Барка состоит из 110 деревянных деталей: 1 доски, 5 досок настила, 1 пиллерса (бруса с выступами), 2 цилиндрических деталей с выступами, 4 бархоутов (брусьев с полусферическими выемками), 1 цилиндрической детали, 57 шпангоутов, 2 коротких брусьев, 2 перегородок, 1 распорки, 16 бортовых досок и 18 досок дна. Сечение корпуса по всей длине от носа до кормы имеет плавный «I-V-U-V-I» – профиль с отвесными бортами в миделе, под прямым углом переходящими в дно. Каркас состоит из 57 шпангоутов, носовой и кормовой кокоры. Детали конструкции соединены деревянными нагелями, кроме креплений оконечности обшивки в штевне. Нагели дна располагаются в шахматном порядке, каждая доска днища прибивалась к каждому шпангоуту двумя нагелями по диагонали. По борту нагели распределены вдоль краев досок повторяя конфигурацию шпангоута. В носовой и кормовой части, ввиду сужения борта к штевням, использовались отдельные кокоры подогнанные по месту. Между основными шпангоутами одного борта ставились дополнительные бортовые кокорные «накурки». В нижней части каждого шпангоута сделаны дренажные сквозные пазы квадратного сечения. Также в шпангоутах имеются подквадратные отверстия, для крепления вертикальных опор – пиллерсов, на которых крепилась верхнее перекрытие судна. Дно состоит из досок толщиной – 18-20 см, шириной – 45-50 см, плотно пригнанных друг к другу встык. Левый борт состоит из 4 досок шириной около 50 см и толщиной – 8-15 см. Толщина бортовых досок уменьшается от днища к верху. В форштевень доски входят в специально выбранных паз, глубиной, соответствующей толщине обшивочных поясов. Форштевень судна сделан из мощной кокоры, врезанной корневой частью в днищевую донную обшивку и плотно с ней сколоченную деревянными нагелями. Снаружи форштевня, обнаружены предполагаемые крепления фальстема, или фальшкиля в виде двух мощных железных гвоздей. Для герметизации корпуса судна места стыков обшивки дна и бортов проконопачены просмоленной конопаткой и укреплены ластовыми уплотнениями. На дне судна в прикормовой части находятся остатки досок настила, состоящего из 4 досок толщиной – 5 см плотно уложенных поперек шпангоутов вплотную к левому борту. На «скуле» борта деревянными нагелями на высоте – 170 см крепился бархоут. На высоте – 75 см от дна корпуса на каждом бортовом шпангоуте обоих бортов по всей протяжности судна прослеживаются зарубки-пазы.

Контакты

  • Адрес: ао Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г Нижневартовск, ул Ленина, д 9, к 1