Ласт с пижеимской росписью — 26605407

Ласт с пижеимской росписью
Ласт с пижеимской росписью
Ласт с пижеимской росписью и надписью «50 лет Совесткой власти 1917-1967 гг." Мастер Чупров Григорий Матвеевич. 1967 г. Ласт с пижемской росписью и надписью «50 лет Советской власти 1917-1967 гг.» матера Григория Матвеевича Чупрова, с. Трусово рекомендован для приобретения в коллекцию «Дерево» музейного собрания и включения в состав Музейного фонда Российской Федерации. Включение в фонд музея представленного предмета определяется договором безвозмездной передачи, заявлением от собственника и актом приема в постоянное пользование. Пижемские ложки изготавливались ручным способом при помощи топора и ножа-резака. Верхняя часть ложки чаще выполнена в виде вытянутого овала, небольшого по глубине и имеет каплевидную форму, гармонично соединенную с плоским черенком. У каждого мастера была своя форма ложки и только ему присущая роспись. На данной ложке надпись – «50 лет Советской власти 1917-1967 гг.» По неповторимой росписи выяснили, что данную ложку изготовил мастер Чупров Григорий Матвеевич. Ложки Г.М. Чупрова пользовались заслуженной славой. Форма у них удлиненная наособицу. Свое мастерство передал родственнику Поташову Валерию Григорьевичу Пижемская роспись одна из древнейших росписей Русского Севера. Центром графической росписи стала северная река Печора, а также ее притоки Цильма и Пижма (отсюда и название промысла). Староверы, бежавшие сюда, занимались переписыванием светских и религиозных книг, которые украшали красивыми заставками, буквицами, рисунками. Некоторые из этих мастеров стали расписывать деревянные ложки и домашнюю утварь. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция. В пижемской росписи присутствуют два основных сюжета – «ромб» и «древо». Известный искусствовед В.М. Василенко в 1970-х годах, рассматривая ложки из новгородских раскопок ХI-ХIII вв. и сравнивая их с изделиями современных пижемских мастеров Г.М. Чупрова и П.А. Мяндина, пришел к выводу о преемственности пижемскими мастерами новгородской традиции ХIII. Ложка (ласт) с пижемской росписью представляет интерес с исторической, этнографической и научной точки зрения. Коллекция предметов быта и этнографии собирается на протяжении длительного времени. Большая часть этнографических предметов относится к ХIХ – пер.пол ХХ в., характеризующие все традиционные занятия и ремесла устьцилем. В творчестве народа Печорского края, жизнь которого испокон веков была связана с лесом, дерево играло огромную роль. Народные мастера хорошо знали свойства различных древесных пород, умело использовали их при создании обиходных вещей и сооружений. Мастер-резчик, создавая утилитарную вещь, воплощал в ней свои индивидуальные творческие возможности. При этом все создавалось простейшими орудиями труда тысячелетней давности: топором, ножом-резаком и др. О глубокой традиции художественной обработки дерева говорят многочисленная резная и расписная бытовая утварь – образцы искусства, поражающие самобытностью и эстетическим совершенством форм.

Контакты

  • Адрес: Респ Коми, р-н Усть-Цилемский, с Усть-Цильма, ул Нагорная, д 101