Медведь-рыболов — 26334950
Анималистическая скульптура изображает медведя, стоящего на берегу и заметившего рыбину. Животное показано в момент статики и одновременно наивысшего напряжения перед броском. Этот момент описан художником так: «Идёт мишка по берегу, по тропинке и всё время в воду смотрит. Увидит недалеко рыбину, встанет на задние лапы, чтобы получше рассмотреть добычу, да как прыгнет, как шлёпнется в воду!» Животное показано в тот момент, когда, прекратив движение, оно устойчиво стоит на четырех лапах, в то время как корпус его все еще повернут вправо, по направлению движения, а голова уже развернута в сторону подразумеваемой реки, в направлении следующего движения-броска. Эти разнонаправленные векторы движения придают статичной, на первый взгляд, скульптуре напряжение, как и сосредоточенный взгляд медведя, направленный на невидимый зрителю подразумеваемый объект. Цветовое решение керамической фигуры минималистично, она почти монохромна, решена в коричневых тонах от охристого до бурого, ничто не отвлекает от раскрытия психологии животного. Под условным берегом - рыбины, декоративные, почти орнаментальные, в то время как медведь реалистичен
История создания. Образ медведя-рыболова в творчестве А.М. Белашова появляется после ряда творческих поездок в Карелию, Якутию, Туву, на Камчатку, на Чукотку, куда Александр Белашов, Вениамин Смирнов и Герман Черемушкин осенью 1968 года выехали в творческую командировку от Союза художников СССР и Главного управления пограничных войск СССР. В результате этой поездки появился не только альбом рисунков и произведения малой пластики, но и книга рассказов о животных и природе «Чукотка», вышедшая в 1973 году в издательстве «Советский художник», написанная и оформленная участниками экспедиции. Небольшие прозаические миниатюры о животных Белашов писал и ранее. Камчатские впечатления легли в основу миниатюры «Рыболовы», начинавшейся словами: «В Камчатском заповеднике, там, где в Тихий океан впадает речка Кроноцкая, людям рыбу ловить нельзя, а зверям – можно». В этой миниатюре рассказывается и о том, как ловит рыбу медведь: «Больше всего рыбы может наловить медведь. Идёт мишка по берегу, по тропинке и всё время в воду смотрит. Увидит недалеко рыбину, встанет на задние лапы, чтобы получше рассмотреть добычу, да как прыгнет, как шлёпнется в воду! Прижмёт рыбу ко дну, а она скользкая, сильная, из лап выворачивается. Прикусит медведь её зубами и к берегу тащит, в укромное место. А тут его уже ждут нахлебники: вороны, чайки, другие пернатые. Всё, что медведь не доест, птицам достанется». Разные фазы ловли рыбы медведем изображает анималистическая скульптура Белашова на этот сюжет, неоднократно встречающийся в его творчестве («Медвежонок на островке», 1979, театр Натальи Сац; эскизы групп животных для Московского зоопарка и др.)
- Регистрационный номер:
26334950 - Место производства:
Москва - Кол-во частей: 1
- Музей:
Государственное бюджетное учреждение культуры "Калининградский областной музей изобразительных искусств" - Типология:
скульптура - Размеры:
49х40х23 - Технологии:
керамика, лепка, роспись
Контакты
- Адрес: обл Калининградская, г Калининград, пр-кт Ленинский, д 83