Серия графических иллюстраций к повести Э.Т.А. Гофмана «Известия о дальнейших судьбах собаки Берганца». Лист 7 — 25878115
Область изображения прямоугольная по вертикали. Изображен пейзаж парка или имения. На переднем плане внизу - извилистая линия пруда, в воде которого отражаются три белые женские фигуры. В центре и немного слева от центра - эти же три женские фигуры на берегу пруда: две - под зонтиками, крайняя справа - в шляпе. Над ними - веерообразное окно строения (скорее всего, боковой фасад оранжереи); само вытянутое строение не видно, только намечено с правой стороны. По обе стороны от женских фигур - деревья; фигуры являются самым светлым пятном в изображении (как и вся серия. эта иллюстрация использует прием выразительных светотеневых контрастов). Преобладают волнообразные линии, словно бы мотивно повторяющие линии отражений по воде.
Иллюстрация относится к эпизоду пребывания Берганца в доме Цецилии, описанном следующим образом: «...моя хозяйка сумела завлечь к себе в дом всех сколько-нибудь значительных художников и ученых, какие были в городе, и при участии самых образованных семейств создала такой вот литературно-поэтически-художественный кружок, который она возглавляла. Ее дом был в некотором смысле литературно-художественной биржей, где совершались всевозможные сделки с суждениями об искусстве... <...> Цецилия была единственной, кого природа одарила не только глубоким пониманием искусства, но и гениальной творческой способностью. Будь у нее, однако, не столь детски непосредственный нрав, церемонное обращение матери с нею, постоянные заявления, что она рождена артисткой, каких еще не бывало, могли бы вскружить ей голову и свести с пути истинного, на который не так-то легко вернуться, во всяком случае женщине. <...> Пора цветения у баб - это, собственно, и есть их настоящая жизнь, когда они с удвоенной силой чувствуют в себе неослабевающий порыв жадно запечатлеть в душе все явления этой жизни. Юность обводит все фигуры как бы пылающим пурпуром, и они сверкают пред упоенным радостью взором, словно преображенные, - вечная многоцветная весна даже терновник украшает благоухающими цветами. Ни какой-то особенной красоты не надобно, ни редкостного ума, - нет, лишь этой поры цветения, лишь чего-то такого - в наружности ли, в тоне ли голоса или в чем-то ином, что лишь мимолетно может привлечь к себе внимание».
- Регистрационный номер:
25878115 - Место производства:
г. Москва - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
Г-8741 - Музей:
Государственное бюджетное учреждение культуры "Калининградский областной музей изобразительных искусств" - Типология:
графика - Размеры:
60 х 42; 42х30 - Технологии:
соус, бумага
Контакты
- Адрес: обл Калининградская, г Калининград, пр-кт Ленинский, д 83