Львиная голова, завершение водостока Парфенона. Слепок — 25454047

Львиная голова, завершение водостока Парфенона. Слепок
Львиная голова, завершение водостока Парфенона. Слепок
Традиция заполнять скульптурой фронтоны храмов в древней Греции восходила к эпохе архаики (VII-VI вв. до н.э.). Подобно фризам, культовой статуе и другим скульптурным частям, они по-своему отражали идею, которую воплощал храм. В Парфеноне единство скульптурного декора ощущается особенно глубоко: в целле храма находилась колоссальная статуя богини Афины из золота и слоновой кости, на наружных метопах с четырех сторон были представлены сцены битвы носителей "культуры" и "природы" (богиня Афина была покровительницей культуры, враждебной всему дикому и нецивилизованному), внутренний фриз Парфенона, зофор, представлял панафинейскую процессию в честь Афины с подношением ей ритуального одеяния-пеплоса. Наконец, оба фронтона, западный и восточный, тоже посвящены Афине. На западном было изображение ее состязания с Посейдоном за обладание Аттикой. Посейдон высек из скалы соленый источник, а Афина произрастила оливу. Оливе было отдано предпочтение, и Афина в качестве покровительницы города сменила старого бога морей Посейдона. Восточный фронтон представлял сцену рождения Афины из головы Зевса. К сожалению, оба фронтона имеют большие утраты, и восстановить их композицию достоверно сейчас невозможно. Скульптуры пострадали особенно сильно при венецианцах, взорвавших в 1687 г. размещенный турками в Парфеноне пороховой склад. В начале XIX века большинство уцелевших фигур, наряду с плитами фриза, лорд Эльджин, бывший английским послом в Турции, под протекторатом которой находилась Греция, увез в Лондон. С 1816 года по постановлению Британского парламента они экспонируются в Британском музее. ЗАПАДНЫЙ ФРОНТОН, судя по рисунку путешественника Каррея, еще в XVII веке имел центральные фигуры. Там находились Афина и Посейдон с их колесницами и вздыбившимися конями. Центр фронтона (наибольшая высота - 3,46 м, длина - 28,60 м) оставался незанятым. Это придавало композиции большую динамическую силу и известный драматизм. В обеих колесницах были возницы, вероятно, Ника у Афины и Амфитрита (?) у Посейдона. Они с усилием сдерживали разгоряченных коней. За колесницей со стороны Афины находился Гермес, с другой стороны - Ирида - вестница богов. Они приносили спорящим решение богов об исходе состязания. Далее находились автохтоны, герои аттической земли, в том числе змееногий бог Кекропс и его дочь Пандроса, у которой был свой священный участок на Акрополе в районе Эрехтейона. ВОСТОЧНЫЙ ФРОНТОН утратил центральную часть с сидящим Зевсом, Афиной и Никой. Афина была изображена в соответствии с мифом - взрослой девой, рожденной из головы Зевса в полном вооружении. Слева от этой группы были представлены: возлежащий на шкуре Дионис, Деметра и Кора, вестница Ирида или богиня-родовспомогательница Элейтия, Арес, Геба, Гефест, который ударял по голове Зевса молотом, чтобы облегчить выход Афине, и у самого трона, вероятно, Гера. С другой стороны - Посейдон, сидящая Гестия, богиня домашнего очага, Гермес, Артемида и Аполлон с их матерью Лето, Афродита, возлежащая на коленях своей матери Дионы (?). В углах фронтона, обрамляя композицию в единое космическое целое, находились Гелиос и Селена (Солнце и Луна), причем Гелиос выходил на своей колеснице из Океана, а Селена опускалась в него. Рождение Афины мыслилось как восход нового дня человечества. Американская исследовательница Ивлин Хэррисон, на основании анализа креплений к основанию фронтонных скульптур, пришла к заключению, что боги были представлены на Парфеноне с их зооморфными воплощениями, что должно было чрезвычайно утяжелять вес группы во фронтоне. Композиция обоих фронтонов Парфенона - наиболее зрелой части его скульптурного декора - говорит о большой свободе и органичности позднего Фидия. Несмотря на крайне поврежденный вид скульптур, обломки их настолько монументальны и величавы, пронизаны таким чувством жизни и восхищения ее красотой, что ничего равного им в мировой скульптуре найти невозможно. О Фидии говорили, что "человека он героизировал, героя обожествлял, а выражение сущности божественного довел до такого совершенства, что даже прибавил этим нечто к существующей религии".

Контакты

  • Адрес: г Москва, г Москва, ул Волхонка, д 12