Модель 44-пушечного фрегата «Меркурий» («Меркуриус») (1815) — 24696970

Модель 44-пушечного фрегата «Меркурий» («Меркуриус») (1815)
Модель 44-пушечного фрегата «Меркурий» («Меркуриус») (1815)
Модель полнокорпусная с рангоутом и убранными парусами, демонстрационная. Корпус модели "наборный по гнутым шпангоутам с обшивкой", имеет большое число шпангоутов, и выполнен, по всей видимости, в строгом соответствии с чертежами подлинного корабля. Обшивка корпуса двойная в низ от фальшборта до батарейной палубы включительно, кроме того в труюме стоят поёлы. Ширина досок наружной обшивки несколько шире масштабной. Палубы три: верхняя, батарейная и нажняя (в полный рост), а также, по-видимому, кубрик с низким подволоком и трюм с поёлами. В палубах имеются люки, по вертикали между собой не совпадающие. На верхней палубе световой люк кают-компании и царского салона застеклён, имеются костяные рамы люка . Остальные люки имеют решетчатые крышки. Под центральным люком в батарейной палубе расположен в трюме поперечный ящик с крышкой для хранения пушечных ядер. В корпусе имеется 52 орудийных порта при 44-х пушечном ранге корабля, а также два овальных отверстия в гакоборте с обухами для пушечных снастей. Устройство батарейной палубы выполнено в соответствии с оригиналом. Кроме корабоельных устройств на ней имеются каюты и царский салон. Батарейная палуба выполнена, по-видимому, в полном соответствии с чертежами оригинала. Под верхней палубой проложены бимсы, часть из них опирается на точёные пилерсы. Палуба разлинеена тушью и покрыта масляным лаком. В носовой части под бушпритом выгоражена приподнятая площадка со своей разлиновкой досок. Эта площадка захватывает расположение клюзов и служит на корабле для сбора воды, ила и грязи, которые могли поступать через клюзы на палубу при выборке якорных канатов. Площадка отбортована досками, чтобы жижа не разливалась по палубе. Шпор бушприта упирается в деревянный степс, имеющий распор между палубой и бимсом. На батарейной палубе расположены на штатных местах битенги для заводки якорных канатов и протяжки других снастей, обухи с кольцами для привязки якорных канатов и обухи для пушечных талей. От румпеля руля, расположенного под батарейной палубой, через отверстия в батарейной и верхней палуб к рулевому колесу протянуты штуртросы. В средней части палубы за грот-мачтой расположены четыре помпы, две из них одноручные с поперечной ручкой и две с длинными двусторонними поперечными ручками для возможности приводить их в движение несколькими матросами. Поршни помп вместе с ручками выполнены подвижными, всасывающие стволы помп опущены до трюма. Помпы выполнены из пальмы, ручки, крышки помп и кронштейны из латуни. В кормовой части батарейной палубы имеются выгородки из красного дерева с калевками, отделяющий царский салон, кают-компанию и каюты офицеров. Выгородки имеют открывающиеся на петлях двери. В нише царского салона имеется диван, в кают-компании полукруглая ниша, возможно, для походной церкви. Вдоль окон салона расположены рундуки выполненные из красного дерева и инкрустированные спереди на вертикальной поверхности чёрным деревом. В штульцах такие же рундуки. Двери из салона в штульцы выполнены сдвижными в пазах. Батарейная палуба, как и верхняя, набрана из продольных пальмовых пластин. С батарейной палубы в люки просматирваются нижние палубы и трюм. Можно разглядеть на нижних палубах пиллерсы, люки, выгородки. На батарейной палубе расположены орудия калибром в 24 фунта (151 мм), на верхней палубе - в 12 фунтов (122 мм). Корпус модели выполнен как художественное произведение из разных сортов дерева с наклеенным декором, вырезанным из кости. Шпангоуты, стрингера, бимсы и нижняя палуба выполнены из берёзы, киль, штевни - из ольхи, регеля, галтели, детали гальюна выполнены из груши, рангоут , кроме реев, кнехты на палубе выполнены из клёна. При изготовлении бархоута, княвдигета, гальюна, фальшбортов снаружи, штульцев, транца, гакоборта, кнехт бортовых и боканцев применено чёрное дерево. Декоративная наружная обшивка днища, верхняя и батарейная палубы, внутренняя обшивка гакоборта и фальшбортов выполнены из пальмы. Борт модели инкрустирован полосами из слоновой кости на чёрном фоне, что является характерной чертой, присущей русскому художественному оформлению моделей парусников, изготавливаемых под руководством Глотова, Егорова и др. Из кости вырезан художественный декор низкого рельефа, княвдигета, штульцев, транца, оконные и лючные рамы, стойки колокольни, носовая фигура. Носовая фигура - фигура юноши в шапочке с крылышками. В левой вытянутой руке юноша держит свиток - послание, в правой, опущенной руке - скипетр с изображением двух змей и прицы наверху - символ торговли и коварства. У юноши на левом плече накинут плащ, развивающийся на ветру за спиной ( с обоих сторон штевня). Надпись с названием корабля выполнена тушью на костяной пластинке, укреплённой на транце. Корпус укреплён за киль на прорезных точеных подставках, врезанных в массивную доску. На подмодельной доске бронзовая памятная дощечка с текстом: "Модель 44 пушечного фрегата "Меркуриуса" деланного в 1823 г. под руководством VII кл. Глотова".

Контакты

  • Адрес: г Санкт-Петербург, г Санкт-Петербург, ул Большая Морская, д 69А