Жертвенник скифский (с головой барана) — 23509182

Жертвенник скифский (с головой барана)
Жертвенник скифский (с головой барана)
Жертвенник изготовлен из плиты турфопесчаника серого цвета. Представляет собой круглую плоскую плиту диаметром 30,7 см, высотой 9,6 см, часть боковой поверхности плиты оформлена в виде рельефного изображения головы барана со спирально закрученными рогами. На верхней поверхности плиты имеется округлое углубление, смещенное к краю, противоположному участку с рельефным изображением головы барана. Боковая грань плиты слегка выпуклая, ребра слегка сглажены. Поверхность плиты и рельефного изображения хорошо зашлифовано, имеется несколько царапин и незначительных выбоин позднего характера. Изделие круглое в плане, боковые стенки слегка выпуклые, грани прямые. Нижняя поверхность предмета плоская. На верхней стороне плитки округлое углубление диаметром 15 см и глубиной 1,6 см, смещенное назад. Голова животного приподнята. От нижней поверхности плитки голова отделена ступенькой, край нижней поверхности спереди четкий, округлый. Морда барана сложно моделирована: нос с горбинкой, нижняя губа и подчелюстное пространство провисают. Губы, переданные выпуклой полосой, сверху и снизу подчеркнуты желобками. Овальные глаза показаны бугорками, ноздри ― ямками с выпуклым краем. Нижняя поверхность головы сужается к носу; она имеет слегка углубленную середину и У-образный контур, образованный уплощенной отшлифованной полосой. Рога традиционно переданы выступающим рельефом, завитки опускаются на переднюю сторону плитки. В центре завитки очень высокие ― поднимаются на 2―2,5 см. Рога раскинуты нешироко. Надолбом они разделены пропилом шириной 0,8 см. Основание рогов подрезано прямой линией. Плиты, по мнению К.Ф. Смирнова, могли служить: 1) для растирания краски или ароматических веществ, применяемых в культовых церемониях, 2) использовались для возжигания огня и ладона, 3) были подставками для глиняных курильниц (Смирнов, 1964, С. 166 - 167.). О. П. Ченченкова предположила, что плиты первоначально носили утилитарный характер, так как на "реалистических" имеются следы использования: сколы, стесы, штиховые следы красной краски, - но постепенно теряли свое значение и становились культовыми (Ченченкова О. П.Разитие художественного стиля жертвенных плиток с изображением головы барна и гипотеза об их распространении // Актуальные проблемы методики заподносибирской археологии. Новосибирск, 1989.

Контакты

  • Адрес: обл Челябинская, г Челябинск, ул Труда, д 100