Макет "Чугунные, грибовидного сечения рельсы Джессопа в чугунных подушках и на каменных стульях, конец XVIII в." — 23055790

Макет "Чугунные, грибовидного сечения рельсы Джессопа в чугунных подушках и на каменных стульях, конец XVIII в."
Макет "Чугунные, грибовидного сечения рельсы Джессопа в чугунных подушках и на каменных стульях, конец XVIII в."
Макет "Чугунные, грибовидного сечения рельсы Джессопа в чугунных подушках и на каменных стульях, конец XVIII в." представляет собой тип колеи, который применялся на путях предприятий в горнодобывающей и металлургической промышленности с конца XVIII века наряду с чугунными уголковыми. Основная задача таких дорог - перевозка полезных ископаемых от места добычи к месту складирования и для дальнейшей транспортировки. Английский инженер Уильям Джессоп, работающий на угольных копях стал основоположником нового этапа в развитии рельсового транспорта. В 1789 г. Джессоп изобрёл рельс совершенно нового типа - высокий рельс так называемого грибовидного сечения. Рельсы изготавливались длиной от 914 до 1219 мм, имели высоту 95 мм (шейка) и 30 мм (головка), ширина поверхности катания составляла 44,5 мм. По концам рельсов располагались приливы, которые можно рассматривать как зачатки подошвы. Рельс прикреплялся костылями сквозь отверстия в приливах. Позднее, предложенные Джессопом первоначально рельсы грибовидного сечения были усовершенствованы. Высота рельса была сделана увеличивающейся от краёв к середине, а вместо крепления рельсов посредством приливов перешли к креплению в чугунных подушках. Также наряду с деревянными шпалами стали применять каменные опоры - стулья. Рельсы с изменяющейся от концов к середине высотой называли "рыбобрюхими" длиной 914 или 1219 мм, с высотой у концов 75 мм, в середине - 125 мм и с поверхностью катания в 45 мм. Макет выполнен в 1934 г. мастером В.А. Перфиловым по заказу Музея железнодорожного транспорта, о чём имеется запись в акте, датированным 2 мая 1934 г. и хранящемся в фондах музея. Акт подписан с одной стороны мастером В.А. Перфиловым, с другой стороны - научным сотрудником музея А.Н. Орурком (будущим директором музея). Заказ выполнен на основании договора, заключённого в феврале 1934 г.

Контакты

  • Адрес: г Санкт-Петербург, г Санкт-Петербург, ул Садовая, д 50